Отчет КРМG – одной из крупнейших аудиторских компаний – документ, которого ежегодно ждет руководство большинства топ-клубов Европы. «Реал Мадрид» уже второй год подряд сохраняет лидерство в этом финансовом рейтинге: клуб увеличил свою стоимость на 8% – до 3,478 млрд евро, еще больше оторвавшись от «Манчестер Юнайтед», возглавлявшего рейтинг три года подряд до «Мадрида» – сейчас английскому гранду удалось вырасти только на 4%. «Барселона» обошла «Баварию» и стала третьей, «Ювентус» выпал из первой десятки, где не осталось итальянских клубов, но зато туда попал «ПСЖ» – не без помощи таких звезд, как Неймар и Килиан Мбаппе, а также контракта с Nike Air Jordan, принесшего клубу максимально высокий коммерческий доход (377 млн евро). «Бавария» остается единственным клубом в Европе, который не терпел убытков на протяжении 27 лет.
В отчете KPMG отражается ситуация на январь 2020 года – как раз до начала развития кризиса коронавируса. Агентство отмечает:
«Доходы клубов упали по сравнению с расходами, наибольшими из которых остаются зарплаты футболистов».
Эта ситуация приведет к проблемам с ликвидностью, что повлияет на рынок. Согласно данным KPMG, стоимость 4118 футболистов, выступающих в десяти главных лигах, упала бы на 26,5% в случае, если соревнования бы не возобновились, и упадет на 17,7% из-за того, что матчи пройдут за закрытыми дверьми.
Компания KPMG в своем отчете оценила стоимость 32 клубов, отвечающих трем критериям: все они должны входить в список топ-50 по доходам, быть в числе 50 лучших в рейтинге УЕФА и в числе 30 самых популярных в социальных сетях.
Этот отчет компания KPMG составляет уже на протяжении пяти лет, наглядно демонструя тенденции финансового развития главных футбольных клубов планеты. За эти годы «Реал Мадрид» увеличил свои коммерческие доходы на 41%, «Барселона» – на 50%. Рекордсменом по этому показателю стал «Лион»: за эти пять лет французский клуб увеличил свою ценность на 193%.
По данным KPMG, Брексит способствовал снижению стоимости всех английских клубов, тем не менее, Премьер-Лига продолжает занимать лидирующие позиции: из 32 команд рейтинга девять – английские, что составляет 41% от общего количества, семь клубов представляют Ла Лигу (23%), Германию представляют всего три… Восемь клубов потеряли в стоимости – больше всех пострадали «Бешикташ» (-19%), «Лестер» (-12%) и «Арсенал» (-8%). Большинство клубов увеличило свою стоимость: за последний год – в среднем на 11%, за последние пять лет – на 44%. Пока еще не известно, как повлияет на эту статистику коронавирус.
Популярность в социальных сетях – один из важнейших критериев, на который ориентируется KPMG при оценке клубов: эти данные очень важны для понимания потенциала рекламных кампаний и мировой аудитории у экранов телевизоров, что потом легко переводится в деньги. Аудиторы учитывают данные по Facebook, Instagram, Twitter и YouTube. В целом у «Мадрида» 240 млн подписчиков: клуб популярен практически так же, как Nike, Adidas и Puma вместе взятые. За «Мадридом» следует «Барселона», у каталонского клуба 225 млн подписчиков, у «МЮ» – 200 млн.
Продолжая разговор о поддержке в социальных сетях, можно отметить, что с 2016 года число поклонников «Интера» существенно увеличилось – на 231%, следом за итальянским клубом идет «Аякс», расширивший свою аудиторию на 201%. Достижения «Интера» связаны с приоритетами китайских владельцев клуба, с которыми пришли и болельщики из Азии, тогда как популярность «Аякса» связана с успехами клуба в Лиге Чемпионов: в прошлом сезоне голландцы добрались до полуфиналов, выбив из турнира «Реал Мадрид».
«Ювентус» с 2016 года увеличил свою аудиторию на 191%. Смена логотипа в 2017 году имела положительный результат, а появление в клубе Криштиану Роналду летом 2018-го еще существеннее улучшило позиции «старой синьоры»: только в Instagram число подписчиков клуба после подписания португальской суперзвезды – человека с наибольшим числом фолловеров в социальных сетях – выросло на 300%.
Криштиану Роналду стал для «Мадрида» большой потерей: один только его Twitter насчитывает 85 млн подписчиков. Сейчас из представителей «Мадрида» самым популярным в социальных сетях является Гарет Бэйл (18,3 млн), за ним следуют Серхио Рамос (17,1), Марсело (11,8), Карим Бензема (10,9) и Тони Кроос (8,1). Разница между ними и Криштиану Роналду колоссальная.
Популярность футболистов в социальных сетях очень важна для доходов клуба: «Реал Мадрид» получает часть прибыли, которую зарабатывают его игроки – это значительные суммы, в том числе и потому, что футболисты выступают за «Мадрид».
R-Nur
Реал Мадрид всегда и во всём должен быть первым!