330

Минутка философа. Португалец в Мадриде. История одной грусти

duma

Одержали мы победу над врагом?

Его не было вне нас.

Достигли мы успеха?

Это слово не значит ничего.

Завоевали мы королевство?

И нет, и да….

Джордж Мэллори (1886-1924), первопроходец Эвереста

Есть в португальском языке и португальском образе жизни такое лаконичное и в то же время трудно переводимое на другие языки словечко – «saudade». В очень вольном переводе на русский оно означает «грусть-тоска» и для всякого уважающего себя сына Лузитании, древнеримской провинции, которая располагалась на большей части территории сегодняшней Португалии и юго-западной Испании, символизирует не просто грусть в бытовом смысле слова, но и нечто гораздо большее. Это своего рода стиль жизни, светлая ностальгия по безвозвратно ушедшим годам величия державы, по былым подвигам её славных сынов. 

К числу последних традиционно относится и легендарный ныне молодой король Себаштиан, последний отпрыск могущественной когда-то Ависской династии. В 1578 году, когда звезда португальской империи уже неумолимо клонилась к своему закату, он, движимый рыцарскими побуждениями и стремлением взять на себя роль спасителя умирающей державы, собрал немногочисленное войско и во главе его отправился в Марокко, в крестовый поход против мавров. Однако его ждало жестокое разочарование: в первой же битве португальская рать была наголову разбита маврами, сам же юный спаситель нации пропал без вести, так и не вернувшись на родину – хотя и клятвенно обещал это непременно сделать. И неважно, что после этих событий Португалия на шестьдесят долгих лет попала под владычество испанской короны, да и позже, хотя и обрела вновь независимость, но никогда уже более не смогла обрести однажды утраченного величия. Главное – это то, что Себаштиан обещал вернуться. И когда он, наконец, вернётся, то всё обязательно сразу будет хорошо. И доблестные сыны и дочери Лузитании в светлой своей печали верили из поколения в поколение, из века в век: вот вернётся однажды король Себаштиан, а вместе с ним и возвратится былая сила державы, её былое могущество. Просто потому, что не может не возвратиться.

Скажем честно: многие из нас три года тому назад, узнав о назначении на должность главного тренера «Мадрида» Жозе Моуриньо, представляли себе португальского наставника именно таким вот спасителем, прибывшим на мадридскую землю в трудную годину с одной-единственной целью: вернуть нашему любимому клубу былое величие – как на внутренней, так и, в первую очередь, на европейской (читай – лигочемпионской) арене. Что ж, желание вполне естественное, особенно потому, что и боль от относительно недавних 2:6 на «Бернабеу» тогда была ещё очень свежа и сильна. И злосчастное «Алькорконасо» тоже сидело занозой в сердцах и памяти сотен и сотен тысяч мадридистов по всему миру. И пресловутое «проклятие 1/8 финала» в Лиге чемпионов после лионского фиаско 2010 года казалось непреодолимым, как никогда. Вот он, долгожданный избавитель, высочайшая миссия которого – поднять «Мадрид» с колен, а его болельщиков – вновь заставить гордиться своей любимой командой!

И вот как-то незаметно минуло три года. Высокие, но оттого и слегка абстрактные цели постепенно стушевались в каждодневной рутине матчей, предсезонной подготовки, конфликтов  и сиюминутных забот. Нет, они никуда не исчезли, просто их заслонили другие ориентиры – не такие высокие, но зато более конкретные. Приснопамятная манита в ноябре 2010-го и долгожданная победа в Кубке Короля в апреле 2011-го, блистательный прошлогодний чемпионский сезон в Примере и злосчастный пенальти в исполнении Серхио Рамоса в ответном матче полуфинала ЛЧ с «Баварией», завоевание Суперкубка-2012, бесславная декабрьская ничья с «Эспаньолом», поставившая крест на наших надеждах защитить титул чемпиона Ла Лиги в этом сезоне и блистательная  «адская неделя» в Лиге Чемпионов и Кубке Короля в марте, кошмар в Дортмунде и едва не состоявшаяся ремонтада на «Бернабеу», заставившая многих из нас вспомнить о том, что такое тру-мадридизм, и, наконец, недавний финал Кубка Короля с «матрасниками». Финал, в котором волею не судеб, но Клоса Гомеса, Жозе невольно повторил судьбу своего незадачливого соотечественника Себаштиана – с той лишь разницей, что бесследно исчез не в песках Сахары, а в подтрибунных помещениях «Бернабеу». И вот теперь он уходит из «Мадрида». Уходит навсегда, или… чтобы когда-нибудь вновь вернуться – точно так же, как и Себаштиан? Кто станет его преемником? И, наконец, что ожидает «Мадрид» впереди – долгожданная Ла Десима или же новая затяжная полоса неудач? Уж не об этом ли так грустит Криштиану Роналду?

Я не знаю ответа на эти вопросы. Да, наверное, это в данную минуту и не так важно. Тем более что очень скоро всем нам на них ответят время, руководство Клуба, новый тренер и сами игроки. Гораздо важнее другое: на наших глазах только что была перевёрнута очередная яркая страница в истории «Мадрида». Да, она оказалась совсем не такой славной, как это представлялось многим из нас и три года назад, и позже – в розовых мечтах после окончания действительно отличного во всех отношениях сезона 2011/12. Но и назвать её провальной, несмотря на всю свою неоднозначность, тоже никак не получается. Благодаря Моуринью мы увидели, наконец, победы над «Барсой» Гвардиолы, но, что ещё более важно, мы, наконец, поднялись с колен в Лиге чемпионов – с тех самых колен, на которые опустились в уже далёком теперь 2004-ом благодаря стараниям «Монако» в целом и  блистательного Фернандо Морьентеса в частности и… ещё одного португальца – Карлуша Кейруша. В конце концов, пусть каждый из нас сам оценит всё это для себя и решит – чего на этой странице было больше: поражений или побед, грусти или радости, позора или славы. И что из всего этого в итоге оказалось важнее – пусть это тоже каждый сам решит для себя.

Моуринью уходит, Криштиану (очень надеюсь) остаётся. Что ж, Obrigado, Jose, chega de saudade, Cristiano!*

История продолжается…

*Спасибо, Жозе, хватит грусти, Криштиану (порт.)!

20121125-mou

FondoRuso.ru

Комментарии ()