После очередной смены тренера на мостике «Реал Мадрид» обозреватель ESPN Мигель Дэлани предлагает окунуться в историю Клуба и предполагает, что нынешнюю модель иерархии в «Мадриде» заложил не кто иной, как великий Сантьяго Бернабеу.
В первом раунде Кубка Европы сезона 1956/57, когда оставалось всего лишь 45 минут до конца матча против австрийского клуба «Рапид», «Мадрид» проигрывал 4-5 и был на грани раннего вылета из турнира, в котором защищал титул. И тогда президент клуба Сантьяго Бернабеу решил, что всему есть предел. В перерыве он спустился в раздевалку и отодвинул тренера Хосе Вильялонгу в сторону.
«Никто так просто отсюда не уйдет, – зарычал Бернабеу, бросил свою сигару на пол и втер ее туда ногой для большего эффекта. – Мы приехали сюда не на каникулы, покажите свои яйца на поле. Я не знаю, понимаете ли вы, но у вас на футболках герб «Мадрида».
Как следует заряженный этой речью Альфредо Ди Стефано забил на 60-ой минуте гол, позволивший «Реалу» продолжить участие в турнире, который закончился победой и вторым Кубком Европы подряд. Только сделал он это, пренебрегая мнением тренера – для большей стабильности в Ла Лиге Вильялонга попросил Ди Стефано играть выше на поле, но игрок решил отходить назад, что в итоге помогло изменить ход того матча против «Рапида».
«Вильялонга сказал мне держаться ближе к атаке, но мы-то знали, что это не работало», – заявил потом Ди Стефано.
Летом Бернабеу уволил тренера, а его «Реал» продолжал выигрывать, подняв над головой еще три кубка Европы за следующие три сезона, несмотря на то, что за это время по той же самой причине сменились ещё пять тренеров. Можно было подумать, что позиция главного тренера не так важна для них.
Наверное, это неизбежно, что один из самых успешных периодов в истории «Реала» определил весь процесс распределения власти в будущем, и спорный вопрос – к лучшему ли это.
Эта история о Ди Стефано, Бернабеу и Вильялонге характеризует «Мадрид»: с одной стороны – влиятельные игроки, с другой – всё контролирующий президент, а между ними – главный тренер, который точно не знает, какое место он занимает в клубе. И как следствие всего этого – успех, но только до определенного момента.
И в этот определенный момент начинаются проблемы: «Реал» упорно продолжает следовать своим принципам, отобрав у тренера почти всю власть. Это было то, с чем столкнулся Жозе Моуриньо, когда пришел в клуб, и то, что еще предстоит осмыслить новому тренеру Карло Анчелотти.
Это продолжается с того момента, как Бернабеу пришел к власти в 1943 году и создал современный «Реал Мадрид». Приведем несколько интересных фактов за последние 70 лет, которые покажут любопытную и часто игнорируемую роль главного тренера клуба.
За это время сменились 48 тренеров, только 23 из которых продержались на посту больше года и только 8 – больше двух лет. Десять тренеров руководили командой дважды, а один из них, Луис Моловни, четырежды. Мигелю Муньосу принадлежит рекорд как тренеру с наибольшим стажем, и ему же принадлежит второй из самых коротких сроков. Хосе Антонио Камачо летом 1998-го провел во главе клуба рекордно малое количество времени, не успев принять участие ни в одной официальной игре. При этом также печально известны факты того, что «Реал» уволил одного тренера за месяц до победы в финале Кубка Европы, а другого – сразу после нее.
Фактически все эти тренеры столкнулись с одним и тем же: большие амбиции руководства, проблемы с игроками, вмешательство снизу и сверху, и в конечном счете – увольнение.
Одна из самых печальных историй касается тренера, которому было приказано не использовать двух высококлассных игроков, которые должны были быть проданы в скором времени. И когда в одной из игр у тренера не было выбора, он нарушил приказ, и после выигранного матча к нему подошли совсем не поздравлять:
«Вы покинете клуб после этого сезона».
Один из самых беспокоящих фактов состоит в том, что участники историй не так важны, потому что все повторяется снова и снова.
Как Флорентино Перес сказал в тот понедельник, когда объявил, что Моуриньо назначен менеджером «Челси»:
«Мадрид» всегда был «президентским клубом».
И президенты обычно акцентировали внимание на игроках, которых они приобрели. Сам Перес не раз упоминал смелую покупку Луиша Фигу в 2000 году, а его предшественник Лоренсо Санс не забывал о Миятовиче и Шукере. В таком контексте власть тренера уже разрушена.
Камачо ушел из команды летом 1998 года, потому что понял, что его планы относительно команды не будут поддержаны и, как следствие, плохие результаты не будут допущены даже временно. Спор с Хуаном Антонио Оньевой стал последней каплей – Камачо ушел тренировать национальную сборную, заявив, что лучше уйти после всего двадцати двух дней, чем через три месяца.
За свои 35 лет президентства Бернабеу не раз был вовлечен в подобные споры: когда Ференц Пушкаш был представлен как звездное приобретение клуба летом 1958 года, Луис Карниглиа, пришедший на замену Вильялонге, естественно, смотрел немного встревожено на игрока, который не играл должным образом на протяжении двух лет.
«Не знаю, что я должен делать с этим парнем, – задавался тогда вопросом Карниглия. – Он еще и весит больше нормы».
«Это твоя работа, – ответил ему Бернабеу, который нёс на себе самый большой груз ответственности. – Ты здесь для того, чтобы сделать его более привлекательным игроком».
Этот президент определил модель поведения каждого из своих последователей, и, тем не менее, его первое большое приобретение помогло в будущем приобрести еще несколько хороших игроков. Трансферы Бернабеу предлагал Ди Стефано, и предлагал не в последнюю очередь таких игроков, как Эктор Риаль и Франсиско Хенто, за что его часто описывали как «тренер на поле», а его влияние простиралось далеко вне поля.
«Он любил выигрывать, – вспоминает Хенто. – Ах, как он любил выигрывать! Он абсолютно сходил с ума, если мы делали что-то не так или не старались, он отдавал всего себя клубу. Он был настоящим лидером, восхитительным игроком и человеком тоже, потому у него тот еще характер».
В ту золотую эпоху Ди Стефано определил стандарты и философию клуба, а Бернабеу помог все это укрепить. Поэтому совсем не удивителен тот факт, что тренеры, которые продержались дольше всего на посту, такие как Муньос, Моловны, Висенте дель Боске, сами были когда-то игроками клуба, знали все нюансы и способы того, как не быть уволенным через год или два.
Но и они в итоге столкнулись с проблемами: Дель Боске был уволен в то самое лето, когда пришел Бэкхэм, показывая, насколько важна эра Галактикос, и что звезды в структуре клуба важнее тренера.
И не было совпадением, что это привело к одному из самых бесплодных периодов в истории клуба с момента прихода к власти Бернабеу. Самая большая беда у «Реала» – отношение к тренеру. Последние десять лет клубу не хватало стабильности и нормального плана, «Мадрид» мог достичь гораздо большего, учитывая имеющиеся ресурсы и превосходную команду, и сейчас реалии футбола ставят перед клубом новую проблему.
В настоящее время элитные клубы стараются концентрировать свои ресурсы на чем-то более конкретном, и три команды, которые выбили «Реал» из полуфиналов Лиги чемпионов показали это. У «Барселоны», «Баварии» и «Боруссии» во главе команды стояли не просто менеджеры, а люди, которые знали, как добиться нужной цели со своей командой.
Моуриньо всегда был противоположностью всему этому – краткосрочный менеджер, способный улучшить команду при любом стечении обстоятельств. Забавно и показательно, что сразу после ухода из «Мадрида» он начал говорить о долгосрочном проекте в «Челси» – в стабильном клубе с нормальной системой власти.
Нельзя сказать, что столь проницательный менеджер, как Анчелотти, не сможет временно преодолеть эти недостатки, чтобы выиграть Лигу Чемпионов – это, в конце концов, кубковое соревнование. То же самое и в национальном чемпионате двух команд, но даже там нет права на ошибку, потому что «Барселона» в настоящее время устойчивая команда.
Если «Реал» не изменит в будущем свой подход к главному тренеру, то любой тренер в конечном счете столкнется с кризисом, и многие не в силах будут преодолеть его.
Мигель Дэлани – обозреватель ESPN
Комментарии ()