"Война – это не покер! Ее нельзя объявлять, когда вздумается!", – возмущался герцог в киноленте "Тот самый Мюнхгаузен". Война испанских футбольных клубов в июне абсурдна по той простой причине, что отсутствует поле боя, на котором спортивные организации могли бы выявить победителя и проигравшего. Сезон окончен, футболисты отдыхают, болельщики наслаждаются слухами и регулярным сеском. Все замерло из-за перемирия по расписанию. Или нет?
Бывалые фанаты (кто с сожалением, кто с облегчением) замечают, что с годами противостояние "Барселоны" и мадридского "Реала" перестало выходить за рамки спортивного. Публика на стадионах собирается сплошь театралы и эстеты, игроки дружат семьями и вместе выигрывают титулы в плоскости национальных сборных, даже противостояние кастильского центра и каталонской окраины становится все менее острым. Но глобализация и информатизация не только спилили вышеперечисленные когти агрессии, она заточили клыки средств массовой информации.
Войной можно грозить даже в июне, когда нет футбола, потому что поле боя – газеты, телевидение, интернет. Любому популярному спортсмену больше не нужны посредники в общении с поклонниками – написал в "твиттер", и через мгновения твое высказывание прочли сотни тысяч людей по всему миру. Публика обрела лицо, пусть и в формате .jpg, публика получила возможность реагировать, отвечать, вовлекаться в процесс.
Поэтому когда президент "Барселоны" Сандро Росель зачитывал текст послания к мадридскому "Реалу", это был сигнал для всех спортивных испанских СМИ – возвращайте журналистов из отпусков, лето будет жарким.
В речи Роселя было три опорных момента:
1. Когда радиостанция COPE объявила, что "Барса" кормит своих игроков допингом и сослалась на источник в королевском клубе, то мадридский "Реал" слишком долго тянул с тем, чтобы от этих слов откреститься. Если бы в такой ситуации оказался каталонский клуб, объяснил Росель, то она бы немедленно подала на радиостанцию в суд за клевету.
2. Футбольный клуб таких масштабов и авторитетов, как мадридский "Реал", не должен позволять своему тренеру открыто обвинять соперника в том, что якобы Лигу чемпионов он выигрывает из-за помощи УЕФА, плюс, обвинять игрока команды в расизме (имеется ввиду случай с Бускетсом и Марсело).
3. Если подобное повторится в новом сезоне, то между "Барселоной" и "Мадридом" все кончено.
Из столичного клуба иронично-лаконичный ответ пришел через 5 часов. "Меренги" отметили, что им очень жаль, что вышло вот такое вот заявление, и что они прекрасно понимают причины его создания – на Роселя давит необходимость проявлять себя более агрессивно в глазах местных СМИ.
Диалог двух клубов на протяжении сезона больше всего напоминает выяснение отношений двух пятилетних мальчуганов во дворе – "он сам такой", "он первый начал", "дружить с тобой больше не буду". Разумеется, болельщики обоих клубов провозгласили, что права их сторона, а чужая – идиоты какие-то. Энтропия возросла, эмоций много, толку никакого. Его и не будет, потому что обстановка повышенной напряженности масс – идеальная рабочая среда для одного человека.
Совершенно верно эпицентр медийного ядерного взрыва определил колумнист издания AS Альфредо Реланьо: "Настоящая проблема отношений двух клубов – Моуринью. "Барса" ненавидит его и боится. "Мадрид" тоже его боится, но также и нуждается в нем".
Вообще удивительно, насколько по характеру не сочетаются нынешние тренеры команд с имиджами "Барсы" и мадридского "Реала". Официальность, вежливость и подчеркнутое игнорирование всяких плебейских дрязг – вот визитная карточка королевского клуба на протяжении последних десятилетий. Это клуб столичной элиты, вип-персон и правильной сервировки стола. И за этим столом вдруг оказывается главный хулиган мирового футбола, которому в кайф сражаться со всем миром на всех уровнях. Он с этого правильно сервированного стола и куриной косточкой коллеге по тренерскому цеху зарядить может.
И в то же время, "Барселона", которая всегда была более "народной" командой. Кажется, Дмитрий Чигринский рассказывал, что "Барсу" как организацию характеризует эпизод, когда президенту Жоану Лапорте отвешивал шутливого пинка чуть ли не дворник с "Камп Ноу". И в своих заявлениях клубная администрация всегда чувствовала себя вольготнее. Такая одиозная личность как Жоан Гаспар никогда бы не попала в президентскую ложу столичного клуба. Но в этой "Барсе" сейчас работает предельно дипломатичный тренер Гвардиола.
Дипломатичным он был ровно до четырехматчевой серии класико, пока Моуринью не спровоцировал его на словесную дуэль. Деструктивная аура Жозе меняет имидж его собственного клуба, меняет до неузнаваемости облик его визави, она меняет всю суть отношений двух главных клубов страны. Через это он становится победителем, в этом он черпает собственную силу.
Новый виток конфликта между президентами "Барсы" и "Мадрида" не обозначил проблемы, не обнаружил пути ее решения. Он просто проиллюстрировал, что пока все идет по плану португальца. И что в новом сезоне скандалы будут только продолжаться. Класико не ограничится четырьмя матчами, оно будет преследовать нас из заголовков газет и прямой речи заинтересованных личностей. Два враждующих сотню лет клуба зарыли один топор войны и взяли в руки другой. Война нового медийного типа уже идет. И мы все в ней участвуем.
Комментарии ()