
«Признаём ли мы, Гиппий, что все действительно прекрасные установления и занятия и считаются прекрасным, и всегда всем таковыми кажутся? Или же совсем наоборот, их не узнают, что и вызывает сильные раздоры и борьбу как в частной жизни между отдельными людьми, так и между государствами в жизни общественной»?
Платон, «Гиппий больший».
Хотим мы того или нет, но эстетика игры уже давно стала важным элементом футбольной, а в ещё большей степени – околофутбольной жизни. И эстетствующие мадридисты, наблюдающие за игрой своих любимцев как воочию, так и с миллионов телевизионных экранов и мониторов по всему миру, составляют, безусловно, немалую часть от общего числа людей на земном шаре, коим не равнодушны вопросы футбольной эстетики.
Исторически сложилось так, что публика, заполняющая трибуны «Бернабеу», практически всегда желала видеть в исполнении любимой команды не только результативную, но ещё и непременно красивую игру – этот непреложный факт, думаю, хорошо известен каждому. Но вот что любопытно: в последние годы с приходом на тренерский мостик команды итальянского специалиста вопрос этот всякий раз почему-то начинает приобретать особую актуальность, и споры по поводу выведения оптимальной «формулы игры», в равной степени сочетающей в себе эффективность и эффектность, вдруг разгораются с новой силой. Что это – случайность, закономерность или же магическое влияние флюидов эстетики итальянского Ренессанса?
Когда летом 1996 года «Мадрид» впервые в своей тренерской карьере возглавил Фабио Капелло, многие мадридисты со стажем, хорошо ещё помнившие игру команды не только в относительно недавние для них времена Пятёрки Буитре, но также и выступления на внутренней и международной арене блистательного «Мадрида» второй половины 50-х-начала 60-х годов, были серьёзно обеспокоены боязнью увидеть в исполнении игроков пусть и дающий должный результат, но не самый предпочтительный с точки зрения эстетствующей публики «катеначчо». Итог, однако, был в высшей степени неожиданным: в сезоне 1996/97 команда не просто выиграла титул чемпиона Ла Лиги, но и сделала это, показав зрелищный и результативный футбол: великолепные Давор Шукер и Рауль, хотя ни один из них и не получил тогда «Пичичи», но, вместе взятые, мячей в том сезоне забили больше, нежели получивший в итоге бомбардирскую награду блистательный Рональдо. Иная ситуация сложилась ровно десять лет спустя во время «второго пришествия» дона Фабио на «Сантьяго Бернабеу», когда в первой половине сезона игра, показываемая «Мадридом», была в равной степени далека как от идеалов эффектности, так и эффективности – далека настолько, что уже в январе 2007-го слухи о возможной досрочной отставке итальянского наставника стали распространяться с угрожающей настойчивостью. И всё же футбольная эстетика не умерла: она возродилась, словно мифическая птица Феникс, 10 марта того же года в сумасшедшем по своему накалу Эль Класико на «Камп Ноу», а затем – во многом благодаря блистательной игре Рууда ван Нистелроя и Дэвида Бэкхема – воплотилась в итоге в невероятный как по форме, так и по способу своего достижения чемпионский титул Ла Лиги сезона 2006/07.
В течение трёх последних лет под руководством Жозе Моуриньо «Мадрид» гораздо чаще стремился играть эффективно, нежели эффектно – это, пожалуй, особенно ярко проявилось в первый сезон пребывания португальца у руля команды. Второй сезон показал нам в исполнении любимой команды в равной степени и то, и другое, тогда как в третьем и последнем мы, к сожалению, не слишком часто могли видеть оба этих компонента. И всё же лично я очень далёк от мысли о том, что португалец оставил после себя руины и «выжженную землю» – во многом потому, что тот игровой стиль, который ныне прививает команде ещё один итальянец – теперь уже Карло Анчелотти – в принципе отличен от ставшего за последние три года «визитной карточкой» «Мадрида» Моуриньо ярко выраженного контратакующего футбола, а потому просто не может ему не противопоставляться – вольно или невольно.
Активно обсуждающаяся в последние дни как в собственно футбольных, так и, в первую очередь, околофутбольных кругах тема перехода Анчелотти на схему игры 4-3-3 и связанных с ним туманных перспективах Иско и Ди Марии в качестве титуларов вновь всколыхнула очередную волну страстей вокруг вопросов эстетического свойства. Страстей тем более нешуточных, что первый из этих игроков, влюбивший в себя множество мадридистов по всему миру уже после первых же туров нынешней Ла Лиги, сделал это в немалой степени именно благодаря не просто эффективности, но эффектности своих действий на поле, а второй, вовсе не стушевавшись перед лицом жёсткой конкуренции за место в основе с Гаретом Бэйлом, выдал в текущем сезоне целый ряд просто фантастических матчей вроде домашнего лигочемпионского поединка с «Копенгагеном». Не падёт ли теперь эта лишь недавно начавшая проявляться эффектность жертвой эффективности – тем более учитывая ещё не до конца остывшие страсти вокруг взбудоражившего всех ухода из команды Месута Озила?
Конечно же, прекрасно понимая искреннее желание всех тех, кто с нетерпением желает и впредь радоваться не только благоприятным для нас результатам на табло, но и эстетике игры, всё же предположу, что в данном случае – если, конечно, Анчелотти и впрямь серьёзно возьмётся в ближайшее время за построение игры по схеме 4-3-3 – с временным принесением эффектности в жертву эффективности можно и нужно смириться – по крайней мере, до окончания этого сезона. При этом выпадение из числа титуларов Иско ещё отнюдь не означает, что он непременно повторит в Клубе относительно недавнюю судьбу Серхио Каналеса, а что же касается Ди Марии, то нисколько не сомневаюсь в том, что в оставшейся части сезона он ещё не раз порадует футбольных эстетов своими действиями на поле – хотя бы потому, что, учитывая фактическое отсутствие в этом году у Бэйла полноценной предсезонной подготовки, нужно быть просто отчаянным оптимистом, чтобы верить, что валлиец наберёт оптимальные физические кондиции раньше конца февраля-начала марта будущего года – а, следовательно, до этого времени у Анхеля окажется возможность проявить себя и в рамках этой новой игровой схемы. И если желанная эффективность будет в результате всего этого достигнута, то совершенно уверен, что спустя некоторое время придёт и столь любимая публикой эффектность. Рождение подлинной красоты – неважно, на полотне живописца или же на футбольном поле – всегда требует времени. И времени зачастую очень немалого. Ведь недаром уже Платон, завершая устами Сократа в своём диалоге «Гиппий больший» спор о том, что есть прекрасное по своей сути, вспоминает старинную пословицу о том, что «прекрасное – трудно».
Комментарии ()