206

Минутка философа. Справедливость нужно сохранить

duma

Твори справедливость, и долог будет твой век на земле.

«Поучение царю Мерикаре», памятник древнеегипетской литературы XXI в. до н.э.

В религии и мифологии древних египтян на протяжении почти трёх тысяч лет существовало понятие, без которого невозможно было представить ни мораль, ни политическую жизнь, ни религиозные верования, ни повседневный быт даже самых простых обитателей долины Нила. Обозначалось оно словом «Маат» и воплощалось в образе одноимённой богини истины и справедливости, а на современные языки, включая и русский, переводится целым набором значений – «миропорядок», «истина», «справедливость», «правда». В представлении самих египтян оно символизировало справедливый и истинный порядок, который боги, однажды сотворив мир из изначального хаоса, принесли в него – принесли не только для того, чтобы люди, обитатели «земли живущих», смогли отличать правду ото лжи, добро от зла, а справедливость от несправедливости, но и потому, что одним из главных воплощений этого божественного порядка считалось земное государство во главе с царём, ибо оно – не что иное, как своего рода «провинция» вселенского государства солнечного божества – того самого, которое однажды этот справедливый порядок установило и которое почиталось в качестве отца земного правителя. Вот почему «творение Маат», справедливости и правды, считалось для каждого человека, начиная с царя и заканчивая простым земледельцем, не просто нравственной нормой, но и  задачей общечеловеческой, можно даже сказать – государственной важности, без чего совершенно невозможным оказывалось счастливое существование человека как при жизни, так и после смерти. Именно поэтому призывы к «творению справедливости»  так часто встречаются в царских надписях, поучениях, гимнах богам и прочих памятниках древнеегипетской литературы.

Сразу три события последних дней невольно заставили меня вновь вспомнить обо всём этом. Первое – воскресный матч в Барселоне против «Эспаньола». Того самого «Эспаньола», бесславная домашняя ничья с которым в прошлом сезоне фактически исключила нас из круга претендентов на чемпионство в Ла Лиге, а теперь победа над ним – разумеется, вкупе с ничейным результатом противостояния «Атлетико» и «Барсы» -  снова включила «Мадрид» в число не просто потенциальных, но действующих участников чемпионской гонки. Второе – это долгожданное торжество Криштиану в борьбе претендентов на Золотой мяч ровно один день спустя. Торжество, являющее собой, помимо личного человеческого счастья самого лауреата, ещё и триумф справедливости в борьбе с несправедливостью, с многочисленными преградами и предрассудками. И, наконец, третье – победа над «Осасуной» в Памплоне в ответной игре 1/8 финала Кубка Короля. Победа, одержанная там, где месяц назад мы в результате обидной и многим тогда казавшейся несправедливой ничьей позволили двум своим главным соперникам по нынешнему розыгрышу Ла Лиги увеличить отрыв до пяти очков. Теперь же, по окончании первого круга Ла Лиги и в преддверии четвертьфиналов Кубка Короля, многое изменилось – и изменилось в лучшую для «Мадрида» сторону. Изменилось, как мне кажется, по справедливости.

Но – если вновь вернуться к аналогии с древнеегипетскими представлениями о справедливости –  для того, чтобы однажды восторжествовавшая справедливость не пала вновь под натиском сил лжи, несправедливости и разрушительного хаоса, она непременно нуждается в дальнейшей поддержке со стороны людей. Сохранять справедливость и впредь, не дать ей вновь исчезнуть – таков лейтмотив многих памятников древнеегипетской литературы, посвящённых этой теме. Применительно к реалиям, в которых оказался «Мадрид»  в результате последних событий, это означает, прежде всего, максимальную концентрацию в последующих играх начинающегося второго круга Ла Лиги – причём не только в предстоящих мартовских дерби на «Кальдероне» и домашнем Класико, но и, в первую очередь, в поединках с середнячками и аутсайдерами турнирной таблицы. В таких, например, как прошедший матч с «Бетисом». Да и грядущих четвертьфинальных кубковых баталий с «Эспаньолом» это тоже касается не в меньшей степени. Только тогда можно будет с полной уверенностью сказать, что всё, сделанное командой за последние дни, окажется не напрасным.

В представлениях египтян главным гарантом существования справедливости на земле, её хранителем и защитником неизменно выступал царь. Так кому же, как не Королевскому клубу, по силам эта непростая, но оттого ещё более ответственная и важная задача?

FondoRuso.ru

Комментарии ()