
«Реал» Карло Анчелотти не знает поражений уже в 26 матчах подряд и занимает второе место в истории команды по продолжительности серии без поражений. А лучшим показателем на сегодняшний день продолжает оставаться достижение команды Лео Бенхаккера. Тот «Реал» не знал горечи поражений в 34 матчах подряд. Сам голландский специалист в интервью газете AS с изрядной долей юмора отнёсся к тому, что коллектив Анчелотти угрожает его многолетнему рекорду.
Анчелотти у руля «Реала» не знает поражения в 26-ти матчах подряд и...
(перебивает) А у меня было 34 матча подряд без поражений. То есть я пока остаюсь лучшим в мире. Не так ли?
Вижу, у Вас отличная память. Вы всегда были поклонником статистики?
Да, нет. Никогда я не интересовался статистическими показателями. Это пресса освежила мою память.
Как Вы стали тренером?
В футбол я играл только на молодёжном уровне, а потом получил травму, которая заставила меня забыть о карьере футболиста. Но из футбола я уходить не хотел и поэтому решил стать тренером. В 25 лет я начал тренерскую карьеру. Это был 1967 год. Сначала я был помощником тренера в «Го Ахед Иглс», потом восемь лет работал во втором дивизионе. После этого я тренировал сначала молодёжную команду «Фейеноорда», затем «Аякса» и в 1979 году я получил возможность возглавить первую команду «Аякса».
Кто из тренеров оказал на Вас ключевое влияние?
Ринус Михелс. У нас были потрясающие отношения, поскольку мы начали работать почти в одно и то же время и поэтому очень хорошо понимали друг друга. Потом мы вместе работали в сборной Голландии. Он был великим тренером. Все помнят сборную Голландии на Чемпионате Мира 1974 года, когда мы в финале проиграли 1-2 сборной ФРГ. То была настоящая тактическая революция. Мы стали играть в так называемый тотальный футбол и применять прессинг по всему полю. То есть заложили основы голландской футбольной школы.
Придя в «Мадрид» в 1986 Вы пытались привить команде эту игровую модель?
Понятно, что у каждого тренера есть своя игровая философия, но многое зависит от уровня мастерства и специфики игроков. Я всегда был сторонником схемы 4-3-3, но в «Мадриде» играл в 4-4-2.
Почему?
Потому, что я не был дураком. У меня была великолепная связка: Эмилио Бутрагеньо – Уго Санчес и логично было использовать в атаке именно их. Я был прагматичным тренеров, а вовсе не схематиком. Я понимал, что будет лучше для команды.
Помните, как началась серия из 34-х побед подряд?
Это был мой третий сезон (1988/89), и началась она после поражения от «Барселоны» в матче за Суперкубок. А вот подробностей я не помню, потому что, как я Вам уже говорил, я никогда не следил за статистикой.
Что скажете об игроках той команды?
В них и был весь секрет. Это была просто прекрасная команда, которая, несмотря на косметические изменения, всегда имела одну и ту же базовую основу. Например, в тот сезон наши ряды пополнил Бернд Шустер, но ключевыми фигурами в том «Реале» всегда были Рикардо Гальего, Хосе Антонио Камачо, Рафаэль Гордильо, Мичел, Эмилио Бутрагеньо, Уго Санчес... Дело даже не в серии, просто эта команда всегда хотела побеждать. Она играла как настоящая машина, потому что игроки были прекрасно сыграны друг с другом. И ещё у этих игроков был характер победителей.
Что это означает?
Это была важнейшая характеристика этих футболистов. Я Вам расскажу один случай, который произошёл где-то за год до нашей серии. Мы летели в Виго, на игру с «Сельтой», но аэропорт города не мог принять рейс, так же, как и аэропорты Сан Себастьяна и Бильбао. В итоге нам пришлось вернуться ночью в Мадрид и оттуда на следующий день ехать в Виго на поезде. В итоге мы приехали в отель где-то в 10 утра, и, естественно, о нормальной подготовке к матчу не могло быть и речи. В тот момент слово взял Камачо: «Мы не могли нормально готовиться к игре, мы все уставшие и измотанные, но это не значит, что мы можем проиграть. Говорю определённо: Мы здесь не проиграем!». И мы выиграли тот матч, хотя и играли ужасно. Вот такой был менталитет у той команды.
Как Вы считаете, команде Анчелотти понадобится такой же характер, чтобы превзойти Вашу серию?
Я могу сказать только, что я был рад войти в историю с моим любимым «Мадридом». Я не знаком лично с нынешними футболистами «Реала», поэтому ничего не могу сказать про их характер, но тот факт, что у Анчелотти великолепная команда, способная побить любой рекорд, не вызывает сомнений. Они показывают футбол высочайшего качества. Механизм командной игры работает очень хорошо, и меня это радует. Сейчас у них 26 побед подряд, и я планирую написать Анчелотти письмо по электронной почте следующего содержания: «Послушай, Карло. Ты же мой приятель! Не смей трогать мой рекорд» (смеётся). На самом деле, мало иметь хороших игроков. Необходимо, чтобы они были едиными и целеустремлёнными. Команда становится великой тогда, когда все делают одно дело.
Ситуация с Касильясом и Диего Лопесом может послужить примером подобного единства?
Без сомнения. Анчелотти добился того, что все игроки поняли, что в основе его решений лежат не личные амбиции, а интересы команды.
А каковы были Ваши отношения с игроками?
Очень хорошими. Но не надо забывать, что тренеру иногда приходится принимать жесткие и непопулярные решения. Просто тренер несёт ответственность за результат и поэтому иногда приходится быть жестоким. До сих пор тяжело вспоминать ситуацию с уходом из «Реала» Уго Санчеса.
В чём она заключалась?
Это произошло во время моего второго этапа работы с «Мадридом» в сезоне 1991/92, и сейчас это уже дело прошлое. Просто я тренер, а значит тот человек, который принимает решения.
А Бутрагеньо принял Ваше решение, когда Вы его усадили на лавку в матче Кубка Чемпионов против «ПСВ Эйндховена»?
Конечно, принял. Он настоящий профессионал и он был прекрасно осведомлён о том, что решение принимает главный тренер. Тогда, изучив игру «ПСВ», я подумал, что Эмилио будет лучше остаться на скамейке запасных, о чём я и сказал на предматчевой установке. Тогда, помню ко мне подошёл Мичел и сказал: «Да, Вы смелый человек».
А президент Рамон Мендоса тоже нормально воспринял Ваше решение?
Я был тренером, и подобные решения находились в моей компетенции. Иногда бывает действительно непросто, но тренер должен руководствоваться только интересами команды, а не обращать внимания на остальные факторы. Если тренер позволяет вмешиваться в свою работу, то он быстро кончится как тренер. А что касается Мендосы, то он всегда меня поддерживал, а для футболистов был просто как отец.
Вы хорошо отзывались о паре Бутрагеньо-Санчес, а можете сравнить их с Криштиану?
Он футболист совсем другого типа. Футбол сильно изменился и стал гораздо быстрее. Меньше стало свободных зон, а соответственно и времени на то, чтобы подумать. Я не отрицаю, что Криштиану великий футболист, я говорю о том, что трудно сравнивать футболистов разных поколений. А потом, я считаю очень важным тот факт, что «Реал» это не команда одного футболиста. Там есть ещё такие блестящие мастера, как Хаби Алонсо, Лука Модрич, Карим Бензема.
Реально выиграть три турнира?
Да. В Ла Лиге главный соперник это всегда «Барса». Не важно, в какой она сейчас форме, «Барса» есть «Барса». Кроме того, в этом сезоне прибавил «Атлетико», хотя его «Реал» недавно дважды обыграл. Что касается кубка, то «Мадрид» уже в финале, да и в Лиге Чемпионов, я думаю, что у «сливочных» есть неплохие шансы.
За три года Вы выиграли с «Реалом» три Лиги, один Кубок, два Суперкубка, но вот Кубок Чемпионов Вам так и не покорился...
Мы были довольно близки к этому и трижды играли в полуфиналах. Мы играли с «Баварией», «ПСВ» и с «Миланом». Должен сказать, что великий «Милан» Арриго Сакки тогда нас действительно полностью переиграл. Тем не менее, мы во всех турнирах играли только на победу.
Комментарии ()