Опорный полузащитник «Мадрида» и сборной Испании Хаби Алонсо дал эксклюзивное интервью журналу France Football. Хаби рассказал об опыте, полученном в Премьер-Лиге, о том, чему учат в футбольной школе Испании, а также опроверг слухи о плохих отношениях с игроками «Барселоны».
Вы были одним из первых испанцев в Премьер-Лиге. Считаете себя первооткрывателем?
И до меня было несколько игроков, например, Альберт Феррер, Иван Кампо и Гаиска Мендьета. Но первым клубом, где играли сразу несколько испанцев, был «Ливерпуль» Рафы Бенитеса – он поверил в меня, и это было важно, потому что я многому научился в «Ливерпуле».
Вы – воспитанник испанской школы, каким Вы были футболистом до переезда в Англию?
Я всегда был опорным полузащитником, даже когда играл на пляже в Сан-Себастьяне. Я всегда старался думать, прежде всего, о команде, чувствовать ответственность за то, что происходит на поле. И так как мой отец (Перико Алонсо, двукратный чемпион Испании с «Реал Сосьедад» в начале 80-х – прим. ред.) тоже играл на этой позиции, для меня все это было чем-то естественным. С тактической точки зрения я получил хорошее образование, но это обычно для всех испанских школ – когда переходишь на профессиональный уровень, ты уже хороший футболист с необходимой базой. В Испании выпускают игроков высокого уровня во всех линиях: от нападения до вратарей.
Чему Вы научились в «Ливерпуле»?
Я перешел туда, надеясь впитать все, что можно, как губка. Я смотрел, слушал и изначально очень мало говорил – это нормально, мне было всего 22 года… Я брал пример с таких игроков, как Хаманн, Каррагер и Джеррард. Я очень повзрослел в личном и профессиональном плане, и надо признать, что этим я обязан Рафе Бенитесу. Английский футбол – это футбол в своем чистом состоянии, я узнал, что такое «Энфилд» и его характерные шумные болельщики. В Англии я быстро приспособился к новому стилю, Премьер-Лига в плане техники и тактики уступает Ла Лиге, но ритм игры гораздо выше: там я научился бороться и не избегать контакта.
И это все помогает Вам сейчас в Испании?
Конечно! Футбол – это контактный спорт, и я не избегаю контакта, когда он необходим, но я всегда делаю это аккуратно, никогда не симулирую, что тоже является частью моей работы. В Англии симулянтов не любят, и мне лично хотелось бы, чтобы такое поведение систематически наказывалось. В Англии любят чистоту футбола, а не его популярность.
Что Вы привнесли в «Ливерпуль»?
Мне не нравится так говорить о себе (смеется). Я бы сказал, что смог сочетать конкурентоспособность со своей естественной манерой чтения игры и стал связующим звеном между защитой и нападением.
Сейчас Вы как никогда понимаете игру. Что означает для Вас эта зрелость?
Это означает понимать, что нужно сделать в любой момент матча: когда ты еще молод, у тебя много энергии, но ты иногда делаешь то, что твоей команде не нужно, а зрелость – это умение рассчитывать свои силы, быстро принимать правильные решения. Такой центральный полузащитник, как я, должен принимать множество мелких решений в течение матча. Когда ты молод, ты можешь правильно поступить в одном эпизоде, но ошибиться в других трех. Для нападающего важнее всего забить, на моей позиции – быть надежным и никогда не допускать ошибок. Кто-то должен лишать баланса соперника, а я должен придавать баланс своей команде – именно такая комбинация делает команды хорошими.
В Испании какое-то время недооценивали опорников…
Да, но отношение уже изменилось: болельщики видят, например, что в сборной Испании опорные полузащитники повышают уровень команды в целом. Сегодня нас ценят больше: за границей, например, в Англии, Германии и других странах, люди спрашивают, почему у них в команде нет центральных полузащитников с нашими характеристиками и талантом. Или в Аргентине, например: у них четыре прекрасных нападающих, но ни одного такого центрального полузащитника… Опорный полузащитник прежде всего должен уметь обращаться с мячом, он должен не только обладать достаточной физикой и быть убедительным на своей позиции, но также создавать игру.
Владение мячом настолько важно?
(перебивает) Эффективное владение мячом очень важно: владеть мячом только ради владения не имеет смысла.
Мы можем сказать, что успехи сборной Испании вызвали переход многих футболистов в АПЛ?
Да, конечно. У английских клубов лучше финансовое положение, и так как в Испании экономический кризис, логично, что многие хорошие футболисты перешли в АПЛ. К тому же опыт доказывает, что испанцы быстро приспосабливаются там и становятся важными игроками в важных клубах.
А Вы прошли обратный путь…
Да, и в 2009 году я сделал правильный выбор: после пяти лет в «Ливерпуле» пришло время сменить обстановку. Что может быть лучше «Мадрида» – самого большого и требовательного клуба в мире? Пришел момент воспользоваться этой возможностью. Ежедневная жизнь в «Мадриде» гораздо сложнее, чем в любой другой команде, здесь от тебя требуют выигрывать, выигрывать и еще раз выигрывать и, кроме этого, играть хорошо. «Ливерпулю» удалось выиграть пять кубков Европы, но это не то же самое – там намного легче жить, а в «Мадриде» ты находишься под постоянным давлением. Я хотел знать, могу ли я выдержать это.
Сейчас испанские футболисты в моде, а сборная выиграла все, что можно. Что это дает?
Когда мы говорим о сборной, нужно также обратить внимание на молодежь, с каким авторитетом сборная до 21 года выиграла Чемпионат Европы в прошлом году (4-2 против Италии в финале). Образовательная система позволила «создать» игроков, которые умеют конкурировать и в то же время могут показывать красивый футбол, которые знают, что делать в каждом эпизоде. Мы с умом работаем в футбольных школах, и хорошие результаты – следствие такой работы. Испанский футболист стал конкурентоспособным, сохранив свою технику и ум.
Культура футбола претерпела изменения в Испании?
Да, теперь мы умеем сочетать все хорошие качества, которые у нас есть. Отличная техника и дух победителя теперь присутствуют в нас. Если ты играешь хорошо, но в важнейший момент не можешь побороться, то в твоей игре нет смысла: в футболе надо уметь бегать и отдаваться по максимуму. Кому нужна красивая игра, если в итоге ты не выигрываешь? Испанский футболист также научился работать на команду. Я, как игрок, хорош, но я приношу пользу другим, а молодёжь видит взрослых игроков с такой философией и перенимает ее.
Как стало возможным сочетать в сборной Испании такие разные стили игры, как стиль «Барсы» Гвардиолы и «Мадрида» Моуриньо?
Уровень игроков позволил добиться этого. Мы все поразмыслили, прежде чем начать играть, никто не хотел блистать в одиночестве – именно так мы сумели сложить отдельные кусочки пазла: мы создали базу, которая позволила принимать новых игроков без проблем.
Никто не забывает о напряженных моментах между игроками «Мадрида» и «Барсы» в Класико. Как игроки общались в сборной?
Обычно. В сборной мы партнеры по команде, но мы также защищаем цвета своих клубов – одно другому не мешает.
Вы бы что-то изменили в этих Класико?
Конечно, нет! Они были напряженнее обычного, но мы смогли преодолеть все. Я не буду с тобой разговаривать, потому что ты меня ударил в матче «Мадрид» – «Барса»? Серьезно? Лично для меня все, что происходит во время Класико, остается на поле. Когда мы встречаемся в сборной, это другое дело. Несмотря на то, что рассказывают испанские СМИ, у меня отличные отношения с игроками «Барсы». Например, Бускетс, с которым мы играем в центре поля: я прекрасно знаю о его качествах, и он знает о моих. В своих клубах мы играем почти на одной позиции, но в сборной мы предоставляем друг другу больше свободы, один подстраховывает другого. Буси – очень умный игрок, тактически подкован и умеет конкурировать – мы действительно прекрасно понимаем друг друга.
Раньше испанские клубы были конкурентоспособными благодаря иностранным игрокам. Ситуация изменилась?
Изменился менталитет испанского игрока, мы научились конкурировать, и победы также повлияли на это – сегодня мы знаем, как нужно играть в решающий момент: мы можем держать мяч, чтобы сохранить результат, и играть с холодной головой.
Как Вы считаете, сборная Испании способна выиграть еще один Чемпионат Мира?
После трех побед подряд и учитывая уровень других команд, это будет очень сложно, но скажу Вам честно: что бы ни случилось, это поколение футболистов заслуживает достойного завершения, со всеми почестями.
То есть?
Скорее всего, некоторые игроки покинут сборную после этого Чемпионата Мира – футболисты, у которых за плечами долгая карьера. И повторяю, нужно все это закончить хорошо, нужно отнестись к делу серьёзно, чтобы игроки покидали сборную через парадную дверь. Мы не хотим повторить опыт Франции в 2002 году – честно, это было очень грустно…
Почему Вы так долго не продлевали контракт с «Мадридом»?
Я хотел быть уверенным, что в физическом плане все в порядке – пубалгия беспокоила меня в течение всего прошлого сезона: с января по май 2013 года я был сам не свой на поле, не дотягивал до своего уровня. В июне была операция, и пока я не вернулся на поле и не вышел на свой уровень игры, я не хотел продлевать контракт. Я выбрал не самый легкий путь – это был не вопрос денег или желания, я спрашивал себя: «Ты готов провести тут еще два года?». И когда я ответил себе «да», то продлил контракт.
Говорили, что Вы хотите перейти в одну из команд в США…
Я не исключаю такой возможности в будущем – посмотрим через два года, как я себя буду чувствовать. Я не исключаю ни Европу, ни «Реал Сосьедад», ни еще пару лет в «Мадриде», если к окончанию контракта я буду чувствовать себя хорошо. В чем я точно уверен, так это в том, что я не буду «доигрывать» на поле – это вопрос чести и достоинства.
После того, как Вы набрали форму, «Мадрид» Анчелотти стал сбалансированным…
Мы играем организованно на поле, даже нападающие нам помогают. Благодаря этому гораздо легче контролировать матч из центра поля и наша работа идет на пользу защитникам, которые подвергаются меньшей угрозе, и как следствие, вратарь пропускает меньше. Это влияние одной линии на другую дает команде сбалансированность, что очень пригодится начиная с апреля, когда придет время решающих матчей: четвертьфинал Лиги Чемпионов, финал Кубка Короля и последние туры в Ла Лиге. Если только семь человек будут отрабатывать в защите, этого будет недостаточно – мы должны защищаться и атаковать все вместе.
Если нужно будет сказать Криштиану, чтобы он помог в защите, Вы это сделаете?
Конечно, я много разговариваю с теми, кто позади и впереди – это моя задача как центрального полузащитника: со своей позиции я хорошо вижу игру и иногда говорю: «Крис, помоги нам», – это получается естественно и просто. Точно также защитник может сказать мне: «Хаби, ты должен сделать вот это!». Молодому игроку это сложнее делать, но у меня есть опыт.
Бензема тоже помогает в защите?
Карим привносит очень многое в игру: он хорошо контролирует мяч, умеет взаимодействовать с партнерами по команде и забивает голы. Он восхитительный игрок и очень изящен во всем, что делает, он очень умно двигается на поле.
А Варан?
Варан мне очень нравится! У него… как бы сказать? Такая легкость во всем, что он делает, как он выигрывает борьбу, предугадывает действия соперника, как будто это ничего ему не стоит – у него все получается так естественно и просто. Он хорошо подкован как тактически, так и технически, и у него отличная физика. Варан всегда отбирает мяч очень чисто, наблюдать за его игрой – чистое наслаждение.
Что привнес Анчелотти в «Реал Мадрид»?
Его характер позволяет управлять командой с такими талантливыми игроками и спокойно разговаривать с каждым, но все это он сочетает с огромным авторитетом: когда нужно требовать, он это делает. Анчелотти гораздо глубже своего имиджа спокойного человека: тот, кто не выкладывается по максимуму, будет наказан тренером, это я могу Вам точно сказать. Но с ним очень хорошая обстановка в команде: футболист знает о своих обязанностях, но в то же время чувствует уверенность тренера в нем.
У испанского футбола впереди еще несколько хороших лет?
Давайте будем осторожны с такими заявлениями: мы сейчас там, где и должны быть, но в футболе все может измениться за одну неделю.
Комментарии ()