372

Интервью. Карло Анчелотти: «Каждый тренер стремится найти ту игру, которая бы подходила по характеристикам его игрокам»

Интервью. Карло Анчелотти: «Каждый тренер стремится найти ту игру, которая бы подходила по характеристикам его игрокам»

Карло Анчелотти принимает нас в своем кабинете в Вальдебебас с огромным окном, которое выходит на поля, где обычно тренируется «Реал Мадрид» – лучшего вида для тренера и не придумаешь. На столе маленькие чашечки из-под недавно выпитого кофе, а на стене висит обычная для тренера доска. Это большой кабинет, дверь в который, по словам самого Анчелотти, открыта для всех футболистов команды.

Карло Анчелотти перешел в «Мадрид» прошлым летом после ухода Жозе Моуриньо – невозможно быть более непохожим на предыдущего тренера: первая цель, которая была поставлена перед Анчелотти испанскими СМИ –  роль «миротворца», и он справился с этим – обстановка в раздевалке «Мадрида» действительно стала более благоприятной. Но самое главное, что «Реал» выиграл Кубок Короля, борется за Ла Лигу до самого конца и вышел в финал Лиги Чемпионов спустя 12 лет. Анчелотти стал не только миротворцем, но и победителем. В течение этих месяцев он был лицом и голосом клуба, дав большое количество пресс-конференции до и после матча.

Он всегда отвечает на твои вопросы. Это одно из недавних интервью тренера перед матчем с «Валенсией» и после выхода команды в финал Лиги Чемпионов. Во время всего интервью он играет ручкой в руке, однако не возникает впечатления, что он нервничает или торопится закончить скорее – он спокойно позирует для фотографий, а потом признается, что фотографироваться сложнее, чем говорить.

Вы весь сезон объясняете журналистам решения, которые принимаете, и ответили уже на тысячу вопросов. Вы когда-нибудь говорили что-то лишнее, вещи, о которых нельзя было говорить?

Нет, я говорю о том, что происходит здесь и стараюсь быть объективным в своих словах. Конечно, я не могу рассказывать журналистам все, что происходит в клубе, но я никогда не лгал, отвечая на вопрос: если есть что-то, что я не могу рассказать, то я и не говорю.

Матчи начинаются на пресс-конференциях до матча?

Я так не считаю: когда ты говоришь с прессой, у тебя есть возможность поговорить с болельщиками, чтобы они знали, что происходит с командой, но ты не выиграешь матч на пресс-конференции. Конечно, есть тренеры, которые играют в так называемые психологические игры, но я не считаю, что это как-то влияет на матч.

После стольких месяцев общения с нами Вы можете сказать, что мы, журналисты, разбираемся в футболе?

Разбираться в футболе означает смотреть матчи и крутиться в этой сфере. Я всегда говорю, что в футболе нет абсолютной правды: у каждого свое мнение о том, что происходит и как надо играть, и чем больше игр ты посмотришь, тем больше у тебя опыта. Да, вы разбираетесь в футболе.

Вы заметили, что после жеребьевки, когда стало известно, что соперником «Реала» стала «Бавария», среди мадридистов прокатилась волна пессимизма?

Из четырех команд, которые вышли в полуфинал, «Бавария» считалась самой сильной по двум причинам: они стали чемпионом Бундеслиги после отличного сезона и выиграли Лигу Чемпионов в прошлом сезоне. У «Реала» же исторически были проблемы с командами из Германии. Конечно, было некоторое беспокойство из-за поединка, но мы хорошо подготовились к первому матчу на «Бернабеу», победа в котором придала нам уверенности в себе – мы поняли, что мы можем выиграть.

Вы назвали ответный матч в Мюнхене идеальным. Что Вы хотели этим сказать?

Что футболисты действовали так, как нужно, что они были сконцентрированы, играли с характером, огромным желанием и смелостью. Я им сказал, что тактика не самое главное, самое главное – это поведение, настрой, с которым они выйдут на игру. Тактика в таких матчах нужна, чтобы избежать напряжения и беспокойства, которые естественны в полуфинале. Если ты будешь думать о том, что нужно сделать на поле, где ты должен расположиться, то не сможешь думать о других вещах. Тактика нужна, чтобы избежать давления.

Из четырех тренеров, которые вышли в полуфинал, на Вас меньше всего внимания обращала пресса: все внимание было на Гвардиоле и Моуриньо.

У меня нет желания быть на первом плане, в футболе главные герои – это игроки, что естественно. Гвардиола и Моуриньо действительно были на первом плане последние дни, но я им не завидую: ты попадаешь на первую страницу, когда выигрываешь, а также когда проигрываешь.

Игрокам перед такими решающими матчами, как в Мюнхене, дается много указаний?

Перед таким матчем, как во вторник, нужно быть предельно ясным с игроками и в особенности говорить им о позитивных вещах: например, не стоит говорить об уровне соперника, а, наоборот, стоит рассказать обо всех слабостях команды и чем можно воспользоваться. Надо создать позитивную атмосферу, где главным станет желание побеждать.

Одному игроку пришлось выполнять работу, отличавшуюся от его обычной работы на поле: Гарету Бэйлу. Вы просили что-то особенное от него?

Я просто ему сказал, чтобы он помогал команде в защите, и Гарет отлично справился с этим заданием.

«Реал Мадрид» выиграл Кубок Короля у «Барселоны», которая, кажется, закончит сезон без титулов. «Мадрид» разгромил «Баварию» Пепа Гвардиолы – тренера, который в свое время принес «сливочным» много страданий. «Мадрид» вышел в финал Лиги Чемпионов спустя 12 лет. Что чувствует тренер, который расправился со всеми страхами команды?

Я горд, но не из-за победы, а потому, что мы выполняем поставленные в начале сезона цели: у меня уже нет никаких личных амбиций, футбол мне дал все: я несколько раз выигрывал Лигу Чемпионов, тренировал невероятные команды… В «Мадриде» моя цель – не личные амбиции, мне хочется работать хорошо и выигрывать титулы для клуба.

И хотя самый важный матч еще впереди, уже можно сказать, что сезон вышел таким, каким Вы его представляли прошлым летом?

Да. У нас были некоторые сложности в начале сезона, потому что нам не хватало важных игроков в схеме, но когда они вернулись в строй, команда заиграла. После этого мы не проигрывали 31 матч подряд, что придало нам уверенности в себе: именно тогда мы поняли, что можем провести очень серьезный сезон.

Какой момент был худшим в сезоне?

После проигрыша «Барселоне» люди начали сомневаться в команде, и, конечно, игроки тоже были недовольны тем, что происходит, но мы никогда не теряли уверенности в том, что делаем.

Именно после этого поражения было решено изменить что-то в защите команды, добавить четвертого игрока в центр поля и играть с четырьмя центральными полузащитниками?

Мы видели, что, играя с тремя игроками в центре поля, у нас возникают проблемы в защите. Особенно это было заметно в матче с «Барселоной» на «Бернабеу»: «Мадрид» проиграл, и мы окончательно поняли, что у нас проблемы в защите. Я решил изменить схему игры к финалу Кубка Короля.

Как считаете, что думали о Вас болельщики «Мадрида» в начале сезона?

В начале? Думаю, они хотели посмотреть, что я буду делать и что произойдёт с командой, а потом решить, хороший я тренер или нет.

А сейчас?

Думаю, они начали понимать, что я хороший тренер для их команды.

Перед ответным матчем полуфинала на пресс-конференции Вас спросили, определились ли Вы уже со стилем своей команды, и Вы попросили чуть больше времени. Такая победа над «Баварией» поможет в этом?

После января, когда мы долгое время не проигрывали, мы продемонстрировали свой стиль четко и ясно: команда с сильной защитой и нападением. Мы всегда ищем тот стиль игры, который бы подходил нашим игрокам, потому что именно они выходят на поле.

Когда Вы принимаете решение, с кем консультируетесь?

С Полом Клементом, с Зиданом, со всем тренерским штабом: в итоге мы все вместе принимаем решения о команде.

Вы долго думаете перед принятием решения?

Да, я думаю много, я не тот человек, который полагается на свою интуицию: если я принял какое-то решение, значит, я много думал об этом, но зато потом я стою до конца на своем.

В финале Лиги Чемпионов 24 мая Вы встретитесь с «Атлетико». Ожидали этого?

«Атлетико» стал сюрпризом, но они заслуживают выхода в финал за свой невероятный сезон. В целом, в этом сезоне Лиги Чемпионов не было больших сюрпризов: думаю, что в финал вышли те, кто заслуживал этого. Это был справедливый турнир: лучшие вышли в финал.

Из-за того, что произошло в полуфинале, кажется, что играть ответную игру дома – не такое уж и преимущество, как казалось раньше. Те команды, которые играли второй матч дома – «Бавария» и «Челси» – проиграли.

Не знаю, не знаю, я не придаю этому значения: мне кажется, что лично нам первый домашний матч против «Баварии» очень сильно помог. Если ты беспокоишься о сопернике, который тебе выпал, и нужно играть на выезде первый матч, все становится гораздо сложнее, но мы играли дома, с поддержкой болельщиков, которые придали нам сил, и мы выиграли: эта победа придала нам уверенности перед ответной игрой. Я не знаю, важно ли это, но нам было лучше начинать поединок на «Бернабеу» с нашими болельщиками.

И хотя впереди еще много времени, Вы уже представляете, каким будет финал?

Конечно, я представляю: думаю, «Мадрид» будет владеть мячом весь матч – эта игра будет отличаться от тех, что мы сыграли с «Баварией» или «Барселоной», хотя в финале может произойти все. Вообще в футболе в любой момент может все произойти, но в финале еще больше возможностей.

У «Атлетико» все в строю, а у «Мадрида» будет отсутствовать Хаби Алонсо, если УЕФА не удовлетворит просьбу клуба. Он – один из важнейших игроков команды, Вас беспокоит его отсутствие?

Меня не столько беспокоит, сколько мне жаль, что мы теряем такого важного игрока, и я сопереживаю Хаби – он заслужил сыграть в финале. Я знаю, мы найдем ему достойную замену, у нас есть игроки для этого.

Что Вас больше всего беспокоит в «Атлетико» Симеоне?

Их уверенность в себе и уровень игры их футболистов. Все говорят об их характере и организованности, и мало кто говорит, что это команда с сильными игроками: в их составе играют Диего Коста, Диего Рибас, Давид Вилья. Характер – это, конечно, важно в футболе, но на одном характере в финал не выехать.

Говорят, что характер Симеоне отражается на команде. Что из характера Анчелотти отразилось на «Мадриде»?

Я очень спокойный человек, но не думаю, что моя команда спокойна – у нее есть свой характер, а я хоть и спокойный человек, характер у меня тоже есть. «Атлетико» и правда похож на Симеоне-игрока: это сильная команда, которая полна желания побеждать. Но характер команды можно создать по своим идеям, не только по своему подобию.

Что говорят об испанском футболе, представители которого сыграют в финале Лиги Чемпионов?

Что это футбол высокого уровня, и в этом году он был лучшим в Европе. В Испании отлично играют в футбол, и в европейские финалы вышли три испанские команды («Севилья» вышла в финал Лиги Европы, – прим. ред.). Это о многом говорит.

Успех испанского футбола как-то отражается на ситуации в стране?

Насколько я вижу, в Испании народ спокойно переживает момент экономического кризиса: в Италии, где ситуация схожа, люди больше переживают – экономическая ситуация в стране сложная, но у испанцев получается воспринимать это намного спокойнее, чем это делаем мы, итальянцы.

Финал помогает как-то имиджу Испании за границей?

Конечно, помогает, особенно имиджу испанского футбола.

Испания изнутри не такая, какой Вы ее представляли?

Какой я ее представлял, когда жил в другой стране, так оно и вышло: стиль жизнь похож на итальянский, наши предки – римляне, поэтому мы все очень похожи.

Легко было адаптироваться в стране и столице?

Да, в Мадриде очень легко жить.

Что Вам нравится больше: тики-така или катеначчо?

В футболе должно быть все: владение мячом, защита и нападение – это сумма всех составляющих, и я не считаю, что что-то из этого хуже, а что-то – лучше. То, чего хочет достичь тренер – это найти ту игру, которая бы подходила по характеристикам его игрокам. Например, если мы в «Мадриде» будем играть во владение мячом без вертикального футбола, тогда мы не сможем воспользоваться сильными сторонами наших футболистов и скоростью таких игроков, как Бэйл или Криштиану.

Вы тренировали такие большие клубы, как «Милан», «ПСЖ» или «Челси». В «Мадриде» Вам легко было адаптироваться в такую огромную структуру, какая существует в этом клубе?

У «Мадрида» есть своя структура: это президент, генеральный директор, совет директоров и невероятная тренировочная база в Вальдебебас. Несмотря на то, что это огромная структура, отношения между работниками клуба тут прямолинейны: если у меня есть проблемы, то я обращаюсь к президенту без каких-либо посредников.

Этот клуб подвергается постоянному экзамену и находится под давлением. Со стороны кажется, что клуб живет в состоянии постоянного напряжения.

Давление для такого клуба – это нормально и логично, потому что за ним следят миллионы болельщиков по всему миру: когда о тебе больше хотят знать, тогда и появляется больше информации. Несложно понять то давление, с которым мы живем – стоит только проверить, сколько людей по всему миру следят за командой.

Всегда считалось, что сложно тренировать такую команду, как «Реал Мадрид», где столько самоуверенных игроков. Что Вы думаете о своей работе с футболистами?

Меня больше всего удивило, сколько профессионалов в команде, и они показывали это в течение всего сезона: меня поразила обстановка в раздевалке с первого дня работы – в этом плане у меня не было проблем с игроками. Конечно, были те, кто недоволен, но все вели себя отлично, когда сидели в запасе и не играли.

Какие у Вас отношения с игроками?

Нормальные, они каждый день работают со мной, и у нас равные отношения. Это не отношения между профессором, который наверху (говоря это, Анчелотти поднимает руку над головой, – прим. ред.), и его учеником – такие отношения мне не нравятся. У игроков и тренерского штаба одна цель: выиграть кубки с «Мадридом», и самое важное для этого – построить хорошие отношения с игроками. Когда мы что-то делаем и меняем, мы не должны заставлять игроков: я говорю, что мы хотим сделать, после чего мне нравится слушать, что хотят сказать игроки по этому поводу. Когда мы изменили игру в защите, игроки сказали, что им гораздо удобнее защищаться с четырьмя игроками, поэтому мы и перешли к такой защите. Их нельзя заставлять делать что-то: у меня есть идея, мы ее обсуждаем вместе, идея нравится игрокам, и тогда мы приводим ее в действие.

Перед финалом Вы говорили, что ощущаете ауру Десимы в клубе.

Это заметно с первого дня – у Лиги Чемпионов в этом клубе какая-то особенная аура: у «Мадрида» девять Кубков Европы, и это очень важно. Если мы вышли в финал, нам в этом особенный настрой помог. «Милан» выиграл много Кубков Европы, потому что по традиции и исторически, намного важнее было выиграть в Европе, чем в национальном чемпионате.

Карло Анчелотти живет в центре Мадрида и выходит погулять в парке Ретиро. Он говорит, что люди здороваются с ним и желают ему удачи. Ему нравится хорошая еда и кино. Он быстро привык к Мадриду, как до этого быстро привыкал ко всем большим городам, где жил: Анчелотти был в Лондоне, Париже, а теперь живет в столице Испании. Везде он оставлял впечатление приятного человека, который относится к тебе с уважением, а также успешного тренера.

Из трех больших городов, где Вы жили в этом году, какой Вам кажется лучше?

В Лондоне можно найти все, что тебе нужно, Париж – очень красивый город, а Мадрид – более домашний.

Вы уже стояли в мадридских пробках?

Нет, хотя иногда выехать на шоссе М-30 сложновато, но в Мадриде хорошо развита инфраструктура. В прошлом году я ездил из Парижа в Лондон, на обратном пути мы выехали в 6 вечера из Лондона, в туннель мы въехали в 6 утра и после туннеля – заблокированная дорога, в итоге мы выехали оттуда только в 6 вечера – то есть провели в пробке в холоде 12 часов. Двенадцать часов! Так что в Мадриде я не попадал в большие пробки.

Что Вам нравится больше: хамон или пицца?

Хамон, хоть я и итальянец, но не любитель пиццы.

Вам нравится кино – кто Ваш любимый режиссёр?

Ридли Скотт и Джеймс Кэмерон – мне нравится такой тип фильмов. Последний фильм, что я посмотрел, был «Помпеи», мне понравилось.

Вы уже видели «Восемь баскских фамилий»?

Нет, последний испанский фильм, который я посмотрел, был «Ведьмы из Сугаррамурди». Испанское кино не такое плохое, правда? (мы объясняем ему, что многие говорят, что оно политизировано) А, ну это и в Италии так.

Дома у Вас говорят о футболе?

Я много смотрю футбол, и моей жене нравится он, поэтому мы говорим о футболе.

Что означает Вас жест – поднятие брови?

Я это не контролирую, у меня это выходит естественным образом, инстинктивно. Он ничего не значит.

FondoRuso.ru

Комментарии ()