Умер Альфредо Ди Стефано. Нельзя сказать, что это известие стало огромной неожиданностью, но оно стало огромной трагедией не только для мадридистов, но и для всех футбольных болельщиков всего мира. Для ребят моего поколения Ди Стефано – это, в первую очередь, радиогерой: для бедной и проблемной Испании он тогда был одним из немногих ярких и позитивных символов – грандиозные победы «Реала» в Белграде, Милане, Вене, Брюсселе и Глазго были отдушиной для миллионов испанцев в сложной атмосфере 50-60-х годов, когда страна ещё жила тяжёлыми воспоминаниями о гражданской войне. Знаком величия страны, находящейся в тяжелейших экономических условиях, был «Реал» и, в первую очередь, его главная звезда – Альфредо Ди Стефано.
Ди Стефано был уникальным футболистом, и мы, те, кто его видел на поле, можем говорить об этом со всей ответственностью: он был игроком, который аккумулировал в себе функции игроков самого разного амплуа – не случайно Йохан Кройф называл именно Ди Стефано первым тотальным футболистом в истории мирового футбола. Его очень трудно сравнивать с кем-то из современных футболистов, но в его игре было что-то и от тактической грамотности опорника и плеймейкера Хаби Алонсо, и от уникального мастерства Зинедина Зидана и, конечно, от лучших девятых номеров в истории мирового футбола – таких как Пеле и Рональдо. Ди Стефано обладал невероятной техникой, но сам никогда не считал себя каким-то выдающимся «технарём»: он всегда умел подчинять личные амбиции интересам команды, поэтому мы говорим о нём, в первую очередь, как о человеке великого мадридского «Реала».
Ди Стефано так и не довелось сыграть на Чемпионатах Мира или Европы: в 1950-м году Аргентина не участвовала в мундиале, так же, как и в 1954 году. Когда Ди Стефано сменил гражданство, то сборная Испании не смогла классифицироваться из-за ничьей со Швейцарией. В 1960 году сборная Испании стала заложником мировой политики: она должна была сыграть со сборной СССР, но генерал Франко запретил своей сборной ехать в Москву, что привело к техническому поражению. О той ситуации весьма язвительно высказался Никита Хрущёв, который отметил, что генерал Франко с позиции правого защитника американского империализма забил гол в собственные ворота. В 1962 году Ди Стефано мог бы сыграть на Чемпионате Мира в Чили, если бы не травма.
Ди Стефано не сыграл ни минуты на Мундиале, но при этом умер в разгар Чемпионата Мира в Бразилии, так же, как в своё время в 1978 году умер Дон Сантьяго Бернабеу (тогда шёл Чемпионат Мира в Аргентине). В этом есть какой-то символизм – один из величайших футболистов всех времён и народов умер в разгар главного футбольного форума.
Грустно думать, что теперь мы не услышим и не прочитаем его грамотных и очень личных комментариев, но самое главное, что он всегда будет с нами и его личность будет примером для многих поколений.
Альфредо Реланьо – главный редактор газеты AS.
Комментарии ()