Альваро Арбелоа все знал: «Когда они открыли шар с бумажкой, на которой было написано «Ливерпуль», я сразу сказал: «Группа В». Я знал, что мы встретимся с ними». Улыбаясь, он добавляет: «Ну, может я и не знал, но сильно этого хотел». В любом случае, желание сбылось – «Ливерпуль» играет с «Реал Мадрид». В последний раз команды встречались в 2009 году, Арбелоа тогда еще играл за «красных»: «Ливерпуль» выиграл 4-0. Теперь игрок возвращается на «Энфилд» в белой футболке (интервью было опубликовано до первого матча между командами – прим.ред).
Альваро с этим повезло, Хаби Алонсо такой шанс не выпал: сразу же после жеребьевки зазвонил телефон – это был Хаби: «Черт возьми, как всегда! Что же так не везет?». Арбелоа мог успокоить его только тем, что, возможно, он поедет туда в составе «Баварии». Алонсо осознает, чего он лишился, другие – пока нет, поэтому Арбелоа все им объяснил:
«Я сказал всем, что это возможность, которую нельзя упускать: они, конечно же, привыкли к 80-тысячному стадиону, но «Энфилд» – это просто бомба, это уникальный стадион. Его вместимость всего 45 000 человек. Узнав об этом, ребята сказали: «Ну…». Я ответил: «Ну?!». Эти 45 тысяч создают очень, очень особенную атмосферу, и я посоветовал команде наслаждаться этим моментом: «Я знаю, каким может быть «Энфилд», как они поют «You will never walk alone» и поддерживают команду на каждом угловом или даже ауте ближе к их воротам – они болеют так, будто это обязательно закончится голом. И я знаю, что мы будем чувствовать то же самое».
Арбелоа не возвращался туда после своего отъезда летом 2009 года – через 4 месяца после тех самых 4-0. С тех пор он успел стать чемпионом мира и Европы, а на клубном уровне помог команде выиграть Лигу Чемпионов после 12-летнего ожидания. Теперь он и команда прибывают на «Энфилд» защищать свой титул – долгое ожидание того стоило:
«Я читал интервью Мэджика Джонсона, в котором он сказал, что ему, Коби Брайанту, ЛеБрону Джеймсу и Майклу Джордану пришлось пережить дерьмовые времена, прежде чем стать чемпионами – они тоже упускали возможности, так же было и у меня».
На вечерней тренировке во вторник на базе Вальдебебас испанец вспоминает свою карьеру: прошло ровно десять лет со дня его дебюта за клуб, когда молодой игрок младшей команды вышел на поле вместе с «галактикос»:
«Моим первым касанием был пас пяткой Зидану. Это было прямо возле скамейки, так что мне тут же крикнули: «Проще! Играй проще!».
Его дебют за «Ливерпуль» в Лиге Чемпионов состоялся в матче против «Барселоны» – ему предстояло сыграть против игрока, который также дебютировал 16 октября 2004 года: этим игроком был Лионель Месси:
«Помню этот день, как будто это было вчера: я тренировался, и Рафа (Бенитес) сказал, что я буду играть левого защитника. «Левого защитника? Опекать Месси?». Я смотрел на него и ждал, пока он засмеется – это должна была быть шутка, но он был серьезен. Я подумал: «Madre mia». Задумывалось, что я смогу его сдержать, когда он будет смещаться в центр. Затем мы поехали в Португалию в тренировочный лагерь, и я каждый день играл слева, готовился».
Улыбаясь, Арбелоа вспоминает инцидент с участием Крейга Беллами во время знаменитой «игры в гольф»:
«Рафа дал нам время до часа или двух ночи. Мы поужинали, затем я и Маскерано пели какие-то испанские песни. Не помню, что именно мы пели. Должно быть, что-то ужасное, что я стер из своей памяти. В общем, пришло время, и новички разошлись по комнатам, а затем произошел тот самый «гольф» – я не мог в это поверить. Я слышал, что Беллами «сыграл хорошо», да и Риисе тоже».
Что касается Арбелоа, то он остановил Месси – это был внушающий дебют для игрока, который даже не ждал перехода в «Ливерпуль»:
«Однажды мне звонит мой агент и говорит: «Мы едем в Ливерпуль». Мне пришлось даже присесть и переспросить: «Что?». У меня был пятилетний контракт с «Депортиво». «Мадрид» обладал правами на половину цены трансфера на протяжении первых трех лет, и я думал, что в первые три года я никуда не смогу уехать, но у них были финансовые проблемы, и моя продажа помогла «Депортиво» рассчитаться с другими игроками. Все произошло так быстро, что я не успел подготовиться и просто потерялся».
«Помню, в первые дни, я выглядывал в окно, за которым шел снег и думал: «Куда я попал? Мне было всего 23, и я никогда раньше не покидал дома, а теперь я в новой стране, с новой культурой и языком, с новой лигой и в новой команде».
Тренер тоже был новым:
«Чаще всего я играл центрального защитника, но Рафа видел меня на фланге. Тренировки были совсем другими: Рафа все время поправляет игроков, буквально все время – даже перед первым касанием мяча он мог остановить тренировку и что-то объяснить, поправить. Он всегда так делал – это был постоянный поток инструкций, так что у меня не хватало времени для обдумывания. С глазу на глаз он говорил со мной по-испански, но на общих сборах всегда на английском. Если он слышал, что мы говорим на испанском, он устраивал нам взбучку: «По-английски!».
«Мне повезло, что Маскерано пришел в то же время: нам нашли дома на Парк Авеню, и мы были соседями – вместе каждый день. Нас приняли как нельзя лучше: если англичанин придет тренировать в Испанию и приведет с собой пять англичан, то я не уверен, что его встретят так же – здесь давление на клуб совсем другое».
«Нам помогло то, что «Ливерпуль» уже был влюблен в Рафу, Луиса Гарсию, Пепе Рейну и Хаби Алонсо, а позже приехал и Фернандо Торрес. Он не подписывал абы кого: Рафа открыл дверь, его плодотворная работа открыла для нас Англию».
Арбелоа описывает Бенитеса как одного из лучших тренеров, с которыми он работал. Он был уникален в плане анализа: дотошный и изучающий абсолютно все. Арбелоа слушал и выполнял установку, он делал то, что говорили, а не то, чего хотел он сам. Именно по этой причине Бенитес и другие тренеры его ценили, однако есть один момент, который не дает покоя Альваро:
«Тренер что-то говорит, и ты думаешь, что ты бы так не сделал – нельзя делать только то, что ты хочешь. Ну, если, конечно, ты не Криштиану Роналду», – заливается смехом Альваро.
«Я играл у разных тренеров с разными требованиями, и тяжело сказать, в чем ключ успеху – я не знаю о чем думать. В конце концов, ты приходишь к выводу, что многое зависит от игроков: необходим состав с хорошими игроками. Безусловно, Моуриньо и Гвардиола – невероятные тренеры, но что, если бы они не имели в своем распоряжении игроков такого уровня? По-моему, ключ в том, чтобы каждый верил в то, что делает он и тренер – игроки должны быть едины, профессиональны и усердны: если у одного игрока не получается – это не страшно, но если игра не идет у нескольких, то игра развалится как карточный домик. Футбол – прост, но не очень прост».
Метод Рафы сработал: его «Ливерпуль» дважды выходил в финал Лиги Чемпионов за три года. В проигранном «Милану» матче (1-2) Арбелоа сыграл две минуты: он вышел на замену, и на 89-й минуте гол забил Дирк Кюйт, но надежда угасала.
«Когда Рафа позвал меня, оставалось играть десять минут: игра не останавливалась, так что я отыграл всего две минуты – выходил на десять, а сыграл всего две. Кюйт забил, но времени уже не было: наша команда была сильнее, чем та, что играла в Стамбуле, но мы не смогли выиграть».
Это не единственный его промах: его команда была близка к золоту чемпионата:
«Люди забывают, что мы почти выиграли чемпионат сезона 2008/09: мы не выиграли из-за долбанного Македы. Были моменты, когда мы садились в самолет, а в это время «Юнайтед» проигрывал. Когда мы приземлялись, узнавали, что они сделали «камбэк» и выиграли. Они всегда отыгрывались. Когда мы уже могли дотронуться до трофея, они возвращались снова и снова».
Это был конец. Тем летом Бенитес подписал Глена Джонсона. Арбелоа вспоминает:
«Мы почти выиграли чемпионат, и он покупает правого защитника за 20 миллионов фунтов? Я поблагодарил его за все: он не мог мне этого сказать, поэтому я сам все высказал. У него был новый защитник, а у меня – звонок из Мадрида. Это была невероятная возможность: туда ехали Криштиану Роналду, Бензема и Кака».
Арбелоа ушел, проиграв в финале Лиги Чемпионов. В первый сезон после его возвращения «Мадрид» уступил «Лиону» на стадии 1/8 финала, затем трижды проигрывал в полуфиналах. Но прошлой весной, команда все же завоевала долгожданную Десиму: по словам Арбелоа, это лучше, чем Чемпионат Мира. Тем временем «Ливерпуль» вновь оступился на пути к чемпионству в Англии: титул был близок как никогда, даже ближе, чем когда между ними встал Македа, но в награду «мерсисайдцы» получили возвращение в Лигу Чемпионов.
«Не думаю, что кто-то вообще ждал этого: «Ливерпуль» играл в очень атакующем стиле и удивил нас всех, а Луис Суарес провел отличный сезон и забил 31 гол. А сколько голевых он отдал? У них все еще есть Старридж и Стерлинг, но Суарес – это Суарес: разница видна сразу. Роджерс должен найти решение, и я думаю, он найдет».
Арбелоа смотрел их матчи по телевизору, а в среду он увидит «Ливерпуль» вживую. Из его былой команды осталась всего пара человек:
«Сейчас там только Лукас, с которым я потерял связь, Стивен и Мартин Шкртел».
Но когда он вернется, его ожидает знакомая атмосфера. Она очень непохожа на атмосферу на «Бернабеу» с его раздевалками в стиле NBА, с огромными плакатами игроков и современными удобствами.
«На «Энфилде» это немного другое: у тебя всего один маленький крючок для того, чтобы повесить на него футболку, шорты, бутсы, кофту и все остальное», – отмечает Арбелоа, не сдерживая смеха.
«Там совсем нет места, особенно зимой, когда на тебе еще и куртка – очень мало места, но все это традиции клуба и ценности, которые преподносит этот клуб. Нет ничего в стиле люкс, и может быть, именно это создает связь между игроками и болельщиками – у этого есть свой шарм».
«Затем ты выходишь из раздевалки и видишь «Это Энфилд». Это и есть та самая надпись – воплощение духа, подготовка перед выходом на поле. Я вытягивал руку и касался этого знака каждый матч, и в эту среду я сделаю то же самое».
Комментарии ()