Выдающийся итальянский тренер Арриго Сакки дал испанскому изданию AS интервью, в котором рассказал о своём отношении к нынешнему мадридскому «Реалу».
Вы следите за «Реалом»?
Конечно, и делаю это с наслаждением: я люблю красивый футбол, когда команда ведёт игру и контролирует ход матча. Нынешний «Реал» относится к тому типу команд, которые я очень люблю – Карло проделал просто фантастическую работу. Это совсем непросто – работать с таким количеством звёзд первой величины, это же личности, амбиции, ревность. И всё это тренер должен контролировать. Когда я смотрю на «Мадрид», я вижу командный дух и построенную командную игру – их игра мне во многом напоминает наш великий «Милан».
В чём конкретно?
Эта команда более технична, но у нее пока ещё нет того умения играть без мяча, что было у «Милана». Но самое главное, что команда Карло Анчелотти прекрасно контролирует мяч и имеет игровую глубину, а скорость у нее просто фантастическая. Я вообще считаю, что футбол должен быть гармоничным и скоростным – именно такой футбол нравится болельщикам и становится проблемой для соперника.
Достижение Анчелотти заключается в том, что он смог сплотить футболистов?
Тут дело не только в этом: убедить игрока, который тебе симпатизирует или который близок к тебе в психологическом плане, несложно. Самое важное – доказать игрокам, что именно в коллективе они могут стать сильнее, то есть футболисты осознанно должны понимать, что командное должно превалировать над индивидуальным для их же блага. Когда я работал в «Милане», футболистам очень много приходилось работать, но однажды Франко Барези и Мауро Тассотти сказали мне: «Чем больше мы работаем, тем больших успехов достигаем».
Ваши бывшие игроки всегда с теплотой Вас вспоминают, но говорят, что Вы заставляли их работать как проклятых…
Один итальянский поэт сказал: «Без работы нет искусства». Если ты мало тратишь, то мало и получаешь. Кстати, в своей книге Карло написал: «Арриго был настолько уверен в себе и собственной правоте, что мы решили: мы будем идти дальше с ним». Это самое главное, что обеспечивает успех, и это единство имели все тренеры, которых я считаю великими: Валерий Лобановский, Ринус Михелс, Штефан Ковач, Хосеп Гвардиола… Они дали футболу всё, что смогли дать. Я завершил тренерскую деятельность, проработав 20 лет – у меня не было сил поддерживать этот ритм, и я уже ничего нового не мог дать футболу – в футболе всё очень быстро меняется, и на старых успехах никуда не уедешь. Помню, когда мой «Милан» выиграл за несколько месяцев Кубок Чемпионов, Суперкубок и Межконтинентальный кубок, Франко Барези мне сказал: «Ну, всё, теперь мы лучшие в мире», а я ему ответил: «Да, пока часы не пробили 12».
Говорят, что Анчелотти мягче, чем Вы…
Никто никого не должен копировать – есть много разных путей к успеху.
Каковы были Ваши отношения с Анчелотти в том великом «Милане»?
Помимо того, что это выдающийся футболист и тренер, он, прежде всего, хороший человек. У него есть представления о командной игре, которые не претерпели серьёзных изменений, а футболистом он был просто великолепным: помню, когда Сильвио Берлускони только пригласил меня в «Милан» я ему сказал: «Мне нужен дирижер оркестра, и это – Анчелотти». На это Берлускони мне возразил: «Он же играет не на этой позиции, и к тому же у него ещё травмировано колено». Я ему ответил на это: «Если у нас будет Анчелотти, мы поборемся за чемпионство». В последний день трансферного окна мне позвонил Адриано Галлиани и сказал, что все формальности относительно перехода Анчелотти из «Ромы» урегулированы, но при этом он отметил, что у Анчелотти серьёзная травма колена. Я на это ответил: «Меня не беспокоит его травма колена – самое главное, что у него с головой всё в порядке». И таким образом Анчелотти оказался в «Милане».
В чём Вы ему помогли?
Однажды Берлускони сказал мне: «Может быть, Анчелотти, конечно, и дирижер оркестра, но видимо он не знает музыку, которую мы играем». После этого разговора я позвонил Карло, и после этого он стал приходить на тренировки на час раньше всех остальных, а через 2 месяца стал главным мозгом моего «Милана». Он играл на позиции, на которой в «Мадриде» сейчас в «Реале» играет Тони Кроос, а раньше играл Хаби Алонсо. Однажды Диего Марадона сказал мне: «Под твоим руководством Анчелотти стал бегать быстрее». Я ему ответил на это, что он быстро не бегает, а думает.
Когда была последняя революция в истории футбола?
Она произошла в «Аяксе», который тренировал Ринус Михелс, а позднее Штефан Ковач: их работа здорово изменила динамику игры. Тогда я думал, что телевизор слишком мал, чтобы показать, насколько изменился футбол – это был футбол движения, взаимодействия и скорости: защитники принимали участие в атаке, а нападающие – в обороне. Это был тотальный футбол: игра превращалась в захватывающий киносценарий. После этого в этом направлении развития футбола работал наш «Милан», а затем это знамя подхватил Хосеп Гвардиола в «Барселоне».
«Мадрид» Карло Анчелотти способен совершить футбольную революцию?
Да. Обратите внимание, что большинство известных тренеров сами принимают участие в трансферной политике клуба и только Карло готов работать с тем материалом, что ему предоставляют – так было в «Милане», «Челси» и «ПСЖ»: он всегда доволен тем, что у него есть. Один раз, ещё работая в «Милане» он попросил купить защитника, а клуб купил Ривалдо. Он тогда звонил мне и спрашивал, что делать, а я в шутку посоветовал ему перевести бразильца в оборону. Действительно, в плане умения выжать максимум из имеющегося материала Анчелотти нет равных: Жозе Моуриньо и Хосеп Гвардиола – отличные специалисты, но они всегда стараются сами формировать свою команду в кадровом отношении, а Анчелотти готов работать с теми футболистами, что уже есть в команде. «Реал» – одна из команд в современном футболе, претендующих на статус эпохальной, но нужно быть очень внимательным и с «Баварией»: я смотрел игру «Баварии» с «Ромой» и должен сказать, что это что-то невероятное – это как Германия – Бразилия.
В чём заключались ключевые идеи Сакки-тренера?
Я старался использовать в игре всех 11 футболистов, движение которых было постоянным и синхронизированным, причем играть следовало на высокой скорости. На самом деле, когда все игроки постоянно двигаются, то они меньше устают: пробежать 10 метров проще, чем 50. Поначалу не все были довольны, но именно за таким футболом будущее.
Что Вы скажете о Гвардиоле?
Испанцы всегда хорошо умели работать с мячом, но настоящий прорыв в испанском футболе произошёл, когда они поняли, что индивидуальное начало должно работать в интересах команды. Кроме того, испанцы хорошо научились прессинговать – это во многом заслуга Гвардиолы. Помню, когда мой «Милан» играл с «Реалом» в Кубке Чемпионов, мы выиграли 5-0 потому, что сумели грамотно закрыть ведущих игроков «сливочных» – футболисты «Мадрида» тогда 16 раз залезали в положение «вне игры». Если нынешний «Реал» научится ещё и классно играть без мяча, то будет одной из лучших команд в истории футбола. Анчелотти развивается вместе с командой – без этого нельзя: футбол не стоит на месте, и тем он и хорош. Говорить о том, что раз и навсегда можно выработать какие-то принципы и всю жизнь их использовать, глупо – это всё равно, что выставить машину Формулы-1 50-летней давности на современные гонки. Я убеждён только в том, что тактическая выучка и сплочённость всегда будут приносить победу. Возьмём пример из истории: 2000 лет назад римляне разбили превосходящее по численности войско галлов в Галлии именно за счёт сплочённости и тактики.
Комментарии ()