Он является одной из самых ярких звезд «Реал Мадрид», но за пределами поля остается обычным человеком. Успев привыкнуть к жизни в Испании, Гарет признается, что теперь у него есть все, о чем он мог пожелать – все, кроме ресторанов Nando’s (заведение с португало-мозамбикской тематикой, специализирующееся на блюдах из курицы).
Я поинтересовался у Гарета на счет местной кухни, и куда бы он посоветовал сходить, на что он ответил:
«Мы бы начали с хамона. На самом деле, я немного помешан на нем, это нечто: если я вернусь в Англию, я захвачу с собой большой запас хамона. Здесь есть ресторан «Txistu», в который ходят все футболисты и знаменитости – мы бы пошли туда».
«Вам часто там приходится платить после победы в Лиге Чемпионов?»
«Несколько раз приходилось, но не очень часто».
Наверняка хозяева этого ресторана получили сезонный абонемент на матчи «Мадрида». В мае Бэйл забил решающий гол в ворота «Атлетико» и внес свой вклад в победу в Лиге Чемпионов, а за месяц до этого для победного гола в Кубке Короля ему пришлось пробежать полполя.
«Это было невероятно: я никогда не видел ничего подобного», – признался потом Хаби Алонсо – человек, который поиграл в Англии, Испании и Германии, выиграл Чемпионат Мира, Ла Лигу, а Чемпионат Европы и Лигу Чемпионов – по два раза.
«Реал Мадрид» изрядно потрудился и заметно потратился для того, чтобы «Шпоры» отпустили валлийца в столицу Испании и чтобы поставить его в пару с уничтожителем рекордов Криштиану Роналду. Дебютный сезон удался на славу: Лига Чемпионов, Кубок Короля и 22 гола в 44 матчах. Ему всего 25, а клуб и сам Гарет чувствуют, что это только начало.
Я встретил Бэйла в загородном спортивном центре: слухи уже успели разойтись, так что рядом пробежала толпа мальчишек, которая искала своего кумира, попутно выкрикивая его имя. Когда они его находят, Бэйл терпеливо раздает автографы и позирует для селфи, при этом успевая перекинуться парочкой фраз на приличном уровне испанского.
«Ты уже говоришь по-испански в совершенстве?»
«Ну, если считать мат, то да. Но если серьезно, то я занимаюсь каждую неделю и теперь я все понимаю намного лучше – теперь я хорошо понимаю речи тренера перед игрой, если он, конечно, не говорит слишком быстро. Я ведь ушел из школы ради футбола, а сейчас меня обратно в нее втянули. Это я, шутя, конечно – все бы хотели выучить иностранный язык, а у меня для этого есть хорошая причина».
Разговор с лучшим игроком Британии складывается примерно так: вопрос, немного самокритики и ответ. В результате перед нами вырисовывается скромный молодой человек, которому хорошо удалось оградить свою молодую семью от публичного внимания. Он очень вежливо отказывается говорить о личной жизни, делая это в такой же очаровательной манере. Он начал встречаться со своей девушкой десять лет назад – тогда они оба учились в старшей школе Уитчерч, в городе Кардифф. Его запатентованный жест сердечка – посвящение Эмме Рис-Джонс и их дочери Альбе Вайолет.
В Мадриде его окружает хорошая компания. Принято считать, что антураж футболистов негативно сказывается на игроках, но в нашем случае его окружает только доброта и поддержка, а его лучший друг теперь является его личным ассистентом.
«Я не думаю, что я изменился – я все также веселюсь в окружении своей семьи и друзей, как когда мне было 9 или 10 лет. Для меня ничего не изменилось: да, я играю в футбол, но я стараюсь жить самой обычной жизнью, как это только возможно. Мои семья и друзья помогают мне «держаться на земле».
Несмотря на всю поддержку, переезд в другую страну дался ему нелегко: семь лет в «Тоттенхэме», где он стал главной звездой команды, болельщики его обожали, и он мог поехать в Кардифф, просто выехав на трассу М4.
«Начало выдалось тяжелым, определенно: всегда тяжело адаптироваться к новой команде, новой стране. Но когда я приходил домой, сразу становилось легче».
Домашний уют явно пошел на пользу адаптации.
«Когда у нас появился личный шеф-повар, это было прекрасно – мы как будто каждый вечер ужинали в ресторане. Он следит за моим питанием, подбирает правильные продукты и готовит их нужным способом»
«Наверняка есть вещи, по которым вы скучаете?»
«Нельзя не скучать по старому, доброму британскому шоколаду. Немного Dairy Milk или Galaxy – это фантастика. Здесь у них есть Milka, но он отличается. О, а еще Nando’s! Смешно, что скучаешь по таким мелочам. Мы привезли с собой английский чай и шоколад. К сожалению, я не могу больше ходить в Nando’s».
«Что насчет английского футбола? Бывшее лицо АПЛ скучает по холодным вечерам в Стоуке?»
«Мне очень интересно наблюдать за этим со стороны: играя за команду, ты интересуешься только ей, но сейчас я слежу за всем».
«Теперь вы ни за кого не болеете?»
«Нет, конечно, я все еще хочу чтобы «Арсенал» проигрывал, а «Тоттенхэм» выигрывал».
Гарет Бэйл перешел в «Тоттенхэм» из «Саутгемптона» в мае 2007 года. «Шпоры» опередили Сэра Алекса Фергюсона в борьбе за 17-летнего таланта.
«Он был щуплым, а его рост был 175 см. Это потом он начал походить на боксера-тяжеловеса. В то время мы были очень разочарованы «Саутгемптоном»: мы вышли на них первыми, но они нам не ответили», – вспоминал Алекс Фергюсон.
Потом Алекс Фергюсон на какое-то время мог и позабыть об упущенном шансе: начало карьеры Бэйла в новом клубе выдалось тяжелым. Спустя два года, два месяца и две недели после перехода Бэйл все-таки одержал первую победу за «Тоттенхэм» – до того момента, во всех 24 матчах, в которых Гарет выходил на поле, «шпоры» не смогли победить ни разу. Многие даже улавливали своего рода закономерность и указывали на Бэйла как на игрока, приносящего неудачи. Конечно, ему повезло, что в то время Твиттер был развит не так, как сейчас.
«Я все еще настаиваю на том, что начал карьеру в «Тоттенхэме» довольно хорошо: по-моему, я забил трижды в пяти или шести матчах, а потом получил травму и выбыл на восемь месяцев», – с улыбкой вспоминает валлиец. «Я говорю, что переход в «Реал» складывался тяжело, но еще тяжелее было перейти в «Тоттенхэм»: я играл за «Саутгемптон» и мне было всего 16 лет, и вдруг я уже играю рядом с такими звездами, как Бербатов и Робби Кин – это был совсем другой уровень. К тому же, в то время я пришел в абсолютно незнакомую для меня команду – там не было ни одного моего знакомого. Здесь я уже знал хотя бы Луку. Затем я получил травму, и это был тяжелый удар: медики говорили, что, возможно, я уже не смогу вернуться на прежний уровень .Тут же я потерял уверенность в себе и немного замкнулся, но я продолжал усердно работать и старался ее вернуть – потребовалось много времени, но я добился своего. Как говорится, остальное уже история».
Путь Бэйла сложился, как и большинство хороших спортивных историй, через преодоление трудностей: в одно время «Саутгемптон» даже начал немного сомневаться в надобности такого трансфера – причиной тому стали проблемы со спиной, вызванные резким ростом молодого футболиста. Однако валлийцу было суждено стать вторым по молодости дебютантом в истории клуба: на момент первого выхода на поле ему было всего 16 лет и 275 дней.
Затем была полоса неудач в «Тоттенхэме». К моменту первой победы в АПЛ в составе «шпор» на глазах Бэйла были уволены два тренера, а третьим стал Харри Реднапп, и поначалу молодой игрок не впечатлил нового наставника.
«Как только он пришел, он дал мне пинка под зад: он хотел, чтобы мы начали катать мяч, держать его у себя. Если бы не тот пинок, меня бы здесь не было – такое случается с молодыми игроками, мне нужно было пройти через это».
Начиная с этого момента история набирает темп: освободившись от позиции левого защитника, Бэйл играл в основном составе «шпор», которые в сезоне 2009/10 впервые в истории пробились в Лигу Чемпионов. Спустя лишь год после памятной победы на «Бернли», настал его час – матч Лиги Чемпионов против миланского «Интера». В выездном матче Бэйл растерзал оборону итальянцев и отметился тремя голами, а его скорость, мощь и нацеленность на ворота не остались без внимания серьезных людей.
С того момента его роль в команде начнет меняться. Летом 2012 года Гарет решается на разговор с Андре Виллашем-Боашом.
«Я сказал, что чувствую, что могу подняться на высший уровень, но меня напрягало то, что на левом фланге меня сдерживало по два игрока. Тренер пришел недавно, и мы об этом поговорили – было принято решение дать мне больше свободы, чтобы я мог искать больше свободного пространства. Именно тогда все изменилось: как только мы это сделали, я стал больше забивать, а команда начала больше побеждать. Моя уверенность была запредельной».
Он определенно любит Андре Виллаша-Боаша: после рождения дочери и прихода нового тренера, его игра начала блистать новыми красками.
«Он внушил мне уверенность в том, что я могу выходить на поле и контролировать игру. Я вдруг начал верить в то, что я могу все изменить в моменты, когда у команды не все получалось. Я всегда буду ему благодарен».
Бэйл закончил сезон 2012/13 под овации на вручении персональных наград: он забил 26 голов и удостоился награды лучшему игроку сезона и лучшему молодому игроку сезона по версии Ассоциации Профессиональных Футболистов. Затем его признала лучшим Ассоциация Футбольных Журналистов. Единственным, кому также удавалось выиграть все три приза, был Криштиану Роналду.
Несмотря на индивидуальный успех, его команда была не в силах решать серьезные задачи: в каждом из последних двух сезонов «Тоттенхэм» финишировал после «Арсенала» с разницей в одно очко и оставался за бортом Лиги Чемпионов. А летом 2013 года поступило предложение от «Реал Мадрид».
«Если бы не «Реал Мадрид», было бы тяжело покинуть «Тоттенхэм» – надеюсь, фанаты меня простили. Было невероятно видеть, как фанаты «шпор» поздравляли меня после финала Лиги Чемпионов: они поддерживали меня и говорили, что гордятся мной – это было великолепно. Я любил свою команду, а фанаты всегда прекрасно ко мне относились. Я думаю, что они поняли, что приглашение в «Реал Мадрид» бывает один раз в жизни – такие шансы нельзя упускать, к тому же, я хотел испытать себя. Не будь «Мадрида», я бы хотел все еще играть за «шпор», однако победа в Лиге Чемпионов показала, ради чего я перешел в эту команду».
По нему видно, что он доволен. Это один из редких случаев, когда британский футболист переезжает в заграничный клуб (последним таким игроком был Джонатан Вудгейт, который покинул «Реал Мадрид» восемь лет назад), но Бэйл – это исключительный случай. Он покинул Уэльс, будучи школьником, и направился в Лондон еще до того, как получил законное право ходить в пабы (не то, чтобы он любил выпить), и покинул АПЛ, едва успев стать ее лучшим игроком.
«Действительно, я наслаждаюсь всем, что здесь есть: команда играет хорошо, за пределами поля все спокойно. Здесь намного теплее, и мне это нравится, а предсезонка проходит в невыносимой жаре: ты потеешь, просто стоя на поле, и приходится пить больше жидкости – это важно для всех спортсменов. Теперь мне здесь намного уютнее».
«А что насчет Роналду?»
«Учиться у лучшего игрока в мире – это нечто невероятное»
«Лучшее, чему он вас научил?»
«Лучший район для покупки дома в «Мадриде», – смеется Гарет. «Он вел себя отлично с самого первого дня, и я учусь чему-то новому каждый день: он помогает мне становиться лучше, а это моя постоянная цель – я пытаюсь выйти на его уровень. Если честно, я даже пытался улучшить игру с правой ноги, хотя теперь я этого не делаю».
«Почему?»
«Потому что каждый раз, когда я пытаюсь, я тяну свою ягодичную мышцу! Это бесполезно».
Конечно, он шутит.
«Я могу улучшить все. Самое главное сейчас – улучшить игру правой ногой».
Футбольный кумир Бэйла – Райан Гиггз («он валлиец, левша и играл на левом фланге, естественно он был моим кумиром в детстве»), который играл до 40 лет. Гарет пока не думает о таких вещах:
«Для меня пока рано думать об игре в таком возрасте – я не заглядываю настолько далеко».
Гарет может обойти соотечественника в одном важном аспекте: Уэльс не играл на международных турнирах с Чемпионата Европы 1976 года. Гарет отчаянно желает помочь своей сборной поехать на Чемпионат Европы 2016 года во Франции.
«Я думаю, это может стать самым большим достижением в моей карьере, конечно, наряду с Лигой Чемпионов. Мы смогли бы сотворить историю, и это очень много значило бы для Уэльса».
Предшественники Бэйла подвергались критике за то, что ставили игру за клуб выше, чем сборной: Гиггз сыграл за сборную 64 матча за 16 лет, закончив карьеру в сборной в 33 года. Гарет в 25 лет уже провел 48 матчей. Похоже, что он нашел идеальный баланс между клубом и сборной.
«Я люблю играть за Уэльс: это не просто ответственность, а настоящее бремя. И мне нравится быть крупной фигурой в нашей команде. Я навсегда запомнил, как впервые тренировался со сборной: мы играли в игру «Торо», где в центр отправляли двух молодых игроков, а те, кто постарше были вокруг – мне всегда приходилось вставать в центр. Но теперь все поменялось, я уже старый!».
«У нас такая хорошая команда, и мы верим, что можем рассчитывать на серьезные достижения. Раньше было что-то вроде «Может быть и получится», но теперь нам это вправду по силам: у нас молодая команда, и я пытаюсь помочь ей своим опытом. Возможно, я мало говорю, но я могу быть примером, бегая и усердно работая»
«Все это звучит как слова зрелого, расчетливого тренера».
«Может быть, какой-нибудь любительской команды – никогда не говори никогда в футболе. Но работа менеджером? Кажется, для меня это слишком большой стресс».
Комментарии ()