Впервые за семь лет "Реал" добрался до четвертьфинала Лиги Чемпионов. Повторявшиеся неудачи нагоняли немалое давление на нынешнюю команду. Но её главный тренер Жозе Моуриньо ещё до игры предупреждал, что проход в следующую стадию для него вполне ожидаем. Британский журналист в Мадриде - Сид Лоу – размышляет о причинах и последствиях этого "эпохального" явления.
"Мадрид" Жозе Моуриньо боролся в проигрываемой битве в среду вечером. Проигрываемой не на поле, а вне его. "Реал Мадрид" наконец-то победил в плей-офф Лиги Чемпионов. После шести лет неудач команда, наконец-то, достигла четвертьфинала, и рев трибун приветствовал финальный свисток, поскольку она победила "Лион" со счетом 3-0. По своим собственным меркам, а Кубок Чемпионов и является измерителем уровня команды, величайший клуб всех времен и вовсе перестал быть клубом. Теперь, наконец, "Мадрид" вернулся.
"Я говорил с президентом", -сообщил Моуриньо, когда появился на послематчевой пресс-конференции на "Сантьяго Бернабеу" в среду после матча. "И он счастлив. Но я попросил его сохранять спокойствие, не слишком впадать в эйфорию. То, что произошло – это нормально. Этот клуб слишком велик, а его игроки слишком хороши, чтобы не достигать четвертьфинала в этом соревновании. Это нормально. Что не было нормально, так это то, что происходило с клубом раньше. Что не было нормально, так это не попадать сюда".
Он был прав. Последний антирекорд "Мадрида" – это громкая, сокрушительная неудача. Из-за того, что она всеми так и воспринималась, она стала еще более громкой и сокрушительной. Это не та неудача, от которой можно просто отмахнуться, как от временной. Она стала ощущаться как проклятие. Для этого клуба, для команды, которая стоит столько, сколько эта – только лишь стартовый состав в среду стоил €288 миллионов ($403 миллиона) – четвертьфинал должен быть абсолютным минимумом.
Единожды рано выбыть из соревнования – нормально, хотя никогда так не воспринималось; выпадать из турнирной сетки на первой же стадии плей-офф в течение шести лет подряд – нет. Это, как сказал Моуриньо – не нормально.
Однако ненормальное на время стало тревожно ожидаемым, как повторяющийся кошмар, каждый раз все более пугающий, чем в прошлый раз – общее впечатление, захватившее потрепанные нервы команды и сдавливающее их. И захват сжимался все сильнее и сильнее. В среду он отпустил - "Мадрид" проснулся. Самая успешная команда Кубка Чемпионов, самая исторически-важная, побеждавшая девять раз, будет участвовать в пятничной жеребьевке – впервые за семь лет.*
Послание Моуриньо было очень важным. Как и те слова которые он сказал за день до игры, настояв на том, что "Мадрид" не должен становиться одержимым Кубком Чемпионов.
"Он должен появиться естественным образом, а не потому, что мы стали им одержимы", - сказал он. "Мы должны иметь надежду, а не одержимость. Если мы не выиграем его в этом году, ладно, тогда выиграем в следующем".
Он имел в виду не то, что "Мадрид" обязательно выиграет кубок в следующем сезоне, хотя наверняка этого ждёт от клуба, а то, что команда обязательно будет бороться за корону.
Это было важным замечанием, именно потому что "Мадрид" позволил себе стать столь одержимым успехом – и, как следствие, неудачей. Послание было особенно важным, потому что проблема вышла за рамки. Команда существовала на лезвии ножа, категорически отказываясь принять основополагающую истину в спорте: ты не можешь всегда выигрывать.
Каждое поражение встречалось истерикой, каждая победа встречалась как прелюдия к неизбежному успеху. Не достаточно просто соревноваться, нет никакой чести в том, чтобы быть вторыми. Когда эти предположения приняты – успех не приходит, потрясения сильнее, а злость становится неконтролируемой, появляются давление, желание искать оправдания и виноватых. "Мадрид" стал неспособным к принятию поражения, политическое и социальное давление оказалось невыносимым. Это раздуло неудачу в разы: сделало ее последствия еще более суровыми, и, в свою очередь, увеличило вероятность следующей неудачи. Стабильность стала несбыточной мечтой.
С тех пор, как "Мадрид" последний раз выигрывал Лигу (победа 2-1 над Леверкрузенским "Байером" в 2002), успело смениться 10 тренеров. Президент Перес успел потратить больше денег, чем любой другой президент в любом другом клубе за всю историю и до сих провел четыре последовательных сезона, ничего не выигрывая – три в конце своего последнего правления, в течении которого он сменил шесть тренеров, и один во время текущего, вернувшись, чтобы "спасти" клуб. В конце первого после возвращения года он уволил Мануэля Пеллегрини и выбрал человека, который может гарантировать успех – по крайней мере больше, чем кто-либо. Победа стала обязанностью, а не стремлением.
В какой-то мере она всегда ею была: Висенте Дель Боске был уволен, несмотря на двухкратную победу в чемпионате, и двухкратную в Кубке Чемпионов за четыре года. Победа стала сама собой разумеющейся, нужно было выигрывать стильно. Скромность не подразумевалась. Но как только она стала восприниматься как должное, как только простейшие принципы спорта были извращены и отброшены, победы и прекратились. Позже они стали крайней необходимостью, и это сделало их труднее. С каждым уходящим годом давление возрастало. И потому победа любой ценой и любым способом стала единственной ценностью. Если движение с пустыми руками в Ла Лиге ранит, то в Европе боль только усиливается. Европейская сцена – то, чем одержим "Мадрид". Это настроение стало одновременно причиной и следствием неудачи. С каждым годом "Мадрид" плавно исчезал из соревнования. Теперь успех был переопределен, как достижение четвертьфинала. Теперь, наконец, "Мадрид" сломал этот барьер – эмоциональный, психологический и практический. Еще лучше, что он сделал это спокойно, был слишком силен для соперника. Тем способом, которым и должен был. Должен был, но не делал.
Так что неудивительно, что победа была встречена с такой бурной реакцией. И, неизбежно, с верой в то, что раз проклятие сломлено, то это год "Мадрида".
"В ЧЕТВЕРТЬФИНАЛЕ!" кричит обложка Marca. ""Мадрид" вернулся", вторит ей заголовок над отчетом о матче. Обложке Marca бросает вызов Томас Ронсеро, самый фанатичный обозреватель AS, который говорит о "переосвящении Мадридского святилища своими героями возведением на престол своего тренера". "Мадрид", - как он пишет, "представил свою кандидатуру со скромностью и гордостью: имперский "Мадрид" может быть сравнен только с "Барселоной" – остальные безусловно второстепенны. Все снова боятся "Мадрид". Что до Marca, так их редакция восхваляла команду, которая "наконец-то соответствует истории клуба".
Победа над "Лионом" это большая победа для клуба, который в ней так нуждался. Рев в конце матча свидетельствовал как об облегчении, так и о радости. О клубе, который возродился. Но риск в том, что победа кажется более значимой, чем она есть на самом деле. Кажется доказательством неудержимости "Мадрида", создает не надежду, а еще менее контролируемые ожидания. Это то, от чего пытался удержать Моуриньо. Победа в среду была прелюдией успеха, но она не была прелюдией неизбежного успеха.
"Это был маленький шаг", - настаивал Моуриньо. Это был, по сути, большой шаг из-за того, что ему предшествовало, но тренер был вполне прав. Проход в четвертьфинал не должен быть необычным. "Мадрид" вернулся к жизни. Еще он должен вернуться к своему нормальному состоянию.
Сид Лоу - журналист SportsIllustrated
http://sportsillustrated.cnn.com
laf17c0dx, realmadrid.ru
Комментарии ()