Недавно в эфире Radio Marca известный футбольный специалист Хоакин Капаррос поделился своим видением футбола будущего. По мнению главного тренера "Атлетика", нынешний стиль "Мадрида", предполагающий акцент на скорость, прямоту, физическую мощь и неослабевающее упорство, можно считать прототипом игры будущего. Высказанное Капарросом мнение вдохнуло новую жизнь в старую дискуссию, которой, кажется, никогда не будет конца.
Ещё двадцать лет назад формулу игры, применявшуюся в знаменитом "Милане" Арриго Сакки, практически списали со счетов. А ведь та команда символизировала триумф тактики, атлетизма и тренерской мысли. Барези, игравший на позиции либеро, дирижировал оборонительными действиями "Милана" не хуже Фон Караяна; голландцы придавали игре мощь, позволявшую "Милану" обыгрывать всех и вся, тогда как хитроумные итальянцы Анчелотти, Донадони и Эвани вносили в игру элемент интеллектуальности. То была незабываемая команда, и многие считали, что её появление должно замкнуть идеальный футбольный цикл.
Но и "Милан" в своё время был наследником других клубов, причём многие из них были антиподами идей Сакки. С той или иной степенью вероятности они могли предвосхитить футбольное будущее. Катеначчо, сформировавшийся в том же "Милане", но при Нерео Рокко в 1960-х годах и усовершенствованный впоследствии Эленио Эррерой в "Интере", представлял собой прагматичный ответ великолепной венгерской сборной, "Мадриду" Ди Стефано и фантастическим сборным Бразилии 1950-60-х годов. Тот же катеначчо, совпавший по времени со взлётом в Аргентине сверхпрагматичного "Эстудиантеса" Освальдо Субельдии, положил конец эпохе романтичного футбола и стал первой страницей эры сколь прозаической, столь и прагматичной. Тот момент стал определяющим для выбора будущего пути развития футбола.
И всё-таки катеначчо и лежащая в его основе философия игры превратились со временем из абсолютного канона всего лишь в одно из течений. Почему? Произошло это под натиском клуба из страны, не имевшей к тому времени никаких футбольных традиций. Речь идёт об "Аяксе". Команда с севера безо всяких комплексов и предубеждений, которая не пыталась никому подражать. Те сумасшедшие голландцы были молоды, храбры и чужды конформизму. Им претила мысль о том, что можно сконцентрироваться на обороне своих ворот. "Аякс" представлял абсолютную противоположность уличной команде. Если что и характеризовало "Аякс", то это строгий метод игры. Они играли как одержимые картезианцы и всегда удерживали позицию и абсолютное владение мячом. В этом и заключалось главное отличие от катеначчо, которое боялось мяча как дьявола.
Золотую эпоху "Аякса" окрестили триумфом тотального футбола. Тогда многие считали, что за этим футболом будущее. Речь шла не только о выдающемся с точки зрения одарённости поколении креативных футболистов, но и впечатляющей физической мощи, реактивных действиях и ощущении непобедимости. Но и этот цикл подошёл к концу не без помощи "Барсы": после перехода Кройффа в стан "сине-гранатовых" "Аяксу" пришлось ждать ещё 21 год, чтобы вновь насладиться победой в Кубке Европы. Тем не менее, стиль "Аякса" оставил незабываемый след в судьбе ещё трёх-четырёх команд: сборной Голландии, выигравшей чемпионат Европы 1988 года, "Аякса" Ван Гала середины 1990-х годов и дальнейших реинкарнаций "Барсы" после Кройффа. "Барселона" сделала ставку на голландские корни, добавив к ним средиземноморский стиль игры в касание, символами которой были и есть такие футболисты, как Гвардиола, Хави или Иньеста.
Мы никогда не станем свидетелями одного-единственного стиля-гегемона, в мире футбола всегда будут превалировать тенденции, присутствующие в игре наиболее успешных команд. Катеначчо можно и сейчас лицезреть довольно часто, не говоря уже о том, что этот стиль до сих пор считается основой итальянского футбола. Любопытно, что наибольшую оппозицию господствующему в Италии катеначчо представил как раз Арриго Сакки, которого за это считали чуть ли не предателем национального стиля. Он делал ставку на игру в штрафной соперника, на выдвинутую вперёд линию обороны, на доминирование в игре, на универсализацию действий команды, доведённых почти до автоматизма. Потому, наверное, Сакки никогда не пользовался особой любовью у себя в стране, не в последнюю очередь "благодаря" стараниям "властителей дум" – спортивных журналистов Джанни Брера из издания La Repubblica и Кандидо Каннаваро из Gazzetta dello Sport.
Капаррос видит в игре сегодняшнего "Мадрида" веяние будущих времён. О "Барсе" он говорит с восхищением, но не устаёт при этом подчёркивать, что это особый и уникальный случай. В этом мнении тренер "Атлетика" совпадает с Капелло, не раз признававшим: "Ах! "Барса" – это другое дело. Это редкость". Наставник баскского клуба высказал довольно очевидную вещь: одного желания мало, чтобы пытаться применить на практике игровую модель "сине-гранатовых". Капелло не зря подчеркивает, что для такого стиля необходимы особые игроки – такие как Хави, Иньеста, Бускетс, Месси и компания. Вряд ли удастся легко найти последователей этим футболистам.
Капаррос и Капелло правы, называя "Барсу" единичной командой. Если успех неизменно порождает последователей, то тем удивительнее, что ни одна команда не хочет следовать примеру "Барсы". Исключения – сборная Испании, выигравшая европейское и мировое первенства, и "Арсенал", несмотря на некоторые концептуальные различия в тренерском мышлении Венгера и Гвардиолы. Подозрительное отношение, если не отторжение, вызвано неминуемым противоречием между сиюминутными потребностями любой команды, и той скрупулёзной работой, которая велась непрерывно на протяжении последних 20 лет в "Барсе". Но правда и то, что футбол всегда довольно сдержанно наблюдал за моделью, которая отвергается прогнозом Капарроса.
Озвученный тренером "Атлетика" тезис отнюдь не нов, но поддерживается большинством специалистов. Изначально все прогнозы сходились на том, что со временем футбол будет развиваться в направлении атлетизма, высоких скоростей, прямолинейности и меньшей зависимости игры команды от владения мячом и быстроты обработки мяча. "Мадрид" Моуриньо представляет собой усовершенствованную версию, с которой пока не сравнится ни одна команда последних лет. Тем не менее, этим щитом мощного, тактического и чёткого футбола зачастую прикрываются команды, которые довели изначальную идею к примитивной простоте и, как следствие, не добились успеха.
Во многих аспектах сегодняшний "Мадрид" представляет собой модель, противоположную "Барсе". И представляет качественно, лучше, чем кто бы то ни было за последние годы. У "сливочных" есть мощь "Челси", но в точности и изящности технического арсенала "Мадрид" превосходит лондонцев. "Мадриду" привили настолько же чёткий стиль игры, как и у "Интера", но "сливочные" не столь сосредоточены на обороне. Команда делает ставку на скорости, но ценит при этом филигранную точность. Она эффективна и эмоциональна. Игра "Мадрида" не вписывается в критерий эстетичности. Просто это футбол, отличающийся от игры "Барсы", которая обогащает футбольную палитру. Именно за игровой моделью "Мадрида" Капаррос и вслед за ним другие специалисты видят контуры футбола будущего. Для сторонников этой точки зрения "Мадрид" представляет собой образец для подражания.
Возможно, в том числе и поэтому способность "Барсы" противостоять неутешительным прогнозам относительно перспектив исповедуемого командой футбола кажется столь сверхъестественной. Прошло уже двадцать лет, а культивируемая "Барсой" идея не только не капитулировала перед натиском конкурирующих идей, но и вызвала к жизни золотую эпоху "Барсы" и, как следствие, сборной Испании. И, глядя на кантеру "Барселоны", можно сделать вывод о том, что клуб вовсе не собирается сдавать свои позиции. Самое удивительное здесь то, что чем сильнее "Барса" противостоит прогнозам, тем больше ей это идёт на пользу.
Сантьяго Сегурола – журналист газеты Marca
http://www.marca.com/
Nona7, realmadrid.ru
Комментарии ()