
Ибо недостаточно просто иметь хороший ум, но главное – это хорошо применять его. Самая великая душа способна как к величайшим порокам, так и к величайшим добродетелям, и тот, кто идёт очень медленно, может, всегда следуя прямым путём, продвинуться значительно дальше того, кто бежит и удаляется от этого пути.
Рене Декарт, «Рассуждение о методе».
Результат в спорте, в том числе и в футболе – вещь очевидная, а потому и очень упрямая. Итоговые цифры на табло не обязательно логично вытекают из содержания и формы предшествующих девяноста (а порой и более) минут игры, но в итоге именно они остаются и в сухих официальных протоколах, и в памяти людей на гораздо больший срок, нежели воспоминания о ходе самого поединка – особенно, если последние оказываются не самого приятного свойства.
Две последние наши лигочемпионские встречи с «ПСЖ», и особенно вторая из них, на «Бернабеу», вновь вызвали целую волну критики и откровенного нытья как среди болельщиков, так и в прессе, причём не только в той её части, что традиционно критически настроена по отношению к «Мадриду». Рассуждения эти, зачастую состоящие из множества «если» («а если бы Ди Мария и Рабио попали не в штангу и не в перекладину, а в створ…», «а если бы Навас не спас…», «а если бы Варан не вынес мяч после выхода Кавани один на один …», «в Париже Бенитес получил необходимое доверие, а вчера он его потерял…»), невольно заставляют человека, не знающего итогового результата встречи, подумать, что она завершилась уж если не разгромом «Мадрида», то просто поражением – наверняка. Будто бы «Мадрид», со всеми своими очевидными нынешними кадровыми проблемами, не сыграл сначала в «сухую» ничью на выезде с самой «сухой» командой нынешнего группового этапа, а затем не победил её же с минимальным счётом у себя дома, невольно унаследовав от парижан этот пусть и не самый броский, но всё же впечатляющий титул. Но ведь именно такие малые достижения и создают в итоге большие результаты.
История порой имеет свойство повторяться, и это свойственно не только истории футбола. Читая нынешние критические высказывания в адрес «Мадрида» Рафы Бенитеса, я невольно вспомнил события далёкого теперь уже 1991 года – правда, не в футболе, а в «Формуле-1». В том сезоне «Макларен Хонда», сильнейшая команда чемпионата трёх последних лет, цвета которой защищали действующий на тот момент чемпион мира бразилец Айртон Сенна и его партнёр Герхард Бергер из Австрии, встретила достойных соперников в лице пилотов обладавшей на тот момент уже более совершенными и мощными болидами команды «Уильямс Рено» – «британского льва» Найджела Мэнселла и итальянца Риккардо Патрезе. Обзоры итогов первых четырёх Гран-При сезона – в американском Финиксе, родном для Айртона Сан-Паулу, итальянской Имоле и на сложнейшей трассе всего чемпионата в Монте-Карло – и в британской, и даже порой в бразильской спортивной прессе тогда нередко пестрели заголовками и фразами наподобие «не самое убедительное выступление Сенны», «блестящий быстрейший круг и роковое невезение Мэнселла», «великолепному Патрезе на Бразильском Гран-При не хватило для победы лишь круга дистанции». Всё это, конечно, не было бы столь примечательным, если бы не одно маленькое «но»: во всех этих четырёх гонках именно Айртон Сенна занимал поул-позишн и затем одерживал победу – пусть и не всегда делал это столь красиво, как в иные моменты карьеры. И хотя позже, в середине сезона, Мэнселл сумел-таки навязать борьбу в личном зачёте, сделавшись серьёзным претендентом на чемпионство, титул в итоге выиграл великий бразилец – в третий раз за свою карьеру.
Да, нынешний прагматичный «Мадрид» пока что не особо радует любителей футбольной эстетики. Но тридцать один забитый мяч против всего лишь четырёх пропущенных и ноль в графе «поражения» по итогам первых четырнадцати матчей Примеры и Лиги чемпионов нынешнего сезона – не тот результат, к которому применимы эпитеты «случайный» и «неубедительный». Конечно же, сейчас не место и, самое главное, не время говорить о каких-то больших результатах, да и о результатах вообще. Но великое – причём не только в футболе, но и в жизни – очень часто складывается именно из малого. Особенно тогда, когда тот, кто делает эти малые шаги, чётко знает путь, по которому ему необходимо двигаться вперёд. И пока лично у меня складывается впечатление, что «Мадрид» Рафы Бенитеса об этом пути имеет достаточно ясное представление. А это не может не радовать – даже при всех нынешних проблемах.
Комментарии ()