Не чая нечаянного, не выследишь неисследимого и недоступного.
Геркалит Эфесский
Перемены бывают разными. Если речь идёт о переменах на тренерском мостике, то те из них, что случаются по ходу сезона, редко когда можно назвать невынужденными, но вот ожидаемыми – очень часто. Нынешняя рокировка на тренерской скамье «Мадрида» – именно из их числа, тем более что в данном случае речь идёт не просто о новом наставнике, но об одной из величайших фигур в новейшей истории клуба – правда, пока в качестве игрока.
У истории, как известно, нет сослагательного наклонения. Футбольная история – не исключение, а потому сейчас, уже после состоявшейся отставки, все разговоры о возможных – или невозможных – хитросплетениях, путях и судьбах проекта под именем «Рафа Бенитес в «Мадриде»» станут чистой воды теорией, а она, как было ещё два с лишним века назад доказано Кантом, без опоры на данные опыта и рассудка неизбежно впадает в непреодолимые противоречия. При очевидном для всех регрессе последних двух месяцев и плачевных итогах домашнего Класико я всё же не решился бы причислить себя к тем, кто ещё едва ли не с лета окрестили этот проект «мертворождённым». Во-первых, потому, что в самом начале этой не самой однозначной и не самой долгой истории были и некоторые положительные моменты, позже, правда, растворившиеся в негативе – как вполне реальном, так и мнимом, а, во-вторых, из-за того, что по степени своей «мертворождённости» шесть месяцев Рафы Бенитеса у руля «Мадрида» явно уступают двум другим проектам клубной истории, носившим одно и то же имя – Хосе Антонио Камачо. Первый из них закончился, толком и не успев начаться, в июне 1998 года, так и не включив в себя за три недели своего существования ни одного официального матча, а второй, чуть более «жизнеспособный», начавшись в июне 2004-го, оборвался в сентябре того же года всего лишь после трёх первых туров Ла Лиги – притом, что только один из этих трёх матчей был тогда нами проигран – и было это не разгромное поражение в домашнем Класико, а скромные 0:1 в гостях от «Эспаньола». Любопытно и то, что тогда, как и теперь, именем этих проектов был человек, совсем не чуждый «Мадриду» и его не самой давней истории, а, кроме того, хорошо известный своим жёстким стилем общения с игроками. Что это – случайность или закономерность? Трудно сказать. В любом случае, теперь это уже перевёрнутая страница истории, и всё, что на ней было написано, навсегда останется в прошлом.
Конечно, ситуация, когда идеи и методы наставника не находят понимания у игроков, а жёсткий стиль руководства ещё больше накаляет атмосферу в раздевалке, стара, как и сам футбол. И за последние двадцать лет истории «Мадрида» она достигала своего апогея вовсе не при Бенитесе, и не в относительно недавнем для нас сезоне 2012/13 – последнем из трёх для Жозе Моуриньо в Мадриде, когда случился конфликт португальца с Икером Касильясом. Достаточно лишь вспомнить атмосферу, царившую в команде накануне отставок Хорхе Вальдано в феврале 1996-го и Джона Тошака в ноябре 1999-го: в последнем случае дело доходило даже до открытых стычек между игроками на тренировках – речь идёт о приснопамятной драке Кларенса Зеедорфа и Ивана Кампо – и до более чем жёстких заявлений валлийца в адрес Альбано Бизарри, Давора Шукера и Маноло Санчиса. А потому любому наставнику, приходящему в подобной ситуации на смену своему предшественнику, всегда достаётся двойная задача – не только принести мир и спокойствие в раздевалку, но и вернуть команде достойную игру. И если первую из них решить, как правило, можно довольно быстро, то вот вторую – совсем не всегда. Арсенио Иглесиасу в 1996-м этого сделать так и не удалось вовсе. Висенте дель Боске в 1999-м – удалось, но далеко не сразу: ведь вначале были и домашние 1:5 от «Сарагосы», и обидные ничьи, и лишь к концу февраля следующего, 2000 года в игре «Мадрида» начали вырисовываться контуры той легендарной команды, которая справедливо считается одной из лучших во всей новейшей истории клуба.
Естественно, одна лишь дебютная игра с «Депортиво» не должна, да и не может быть той лакмусовой бумажкой, по которой можно судить как о сильных, так и о слабых сторонах Зидана-тренера. Но активность в действиях заведомо предсказуемых в качестве титуларов BBC, как и долгожданное появление на поле Иско, Хамеса и Дани Карвахаля, не могут не внушать осторожного оптимизма. А потому необходимость набраться терпения, о которой ваш покорный слуга говорил перед началом нынешнего сезона, для всех нас по-прежнему актуальна. Ведь слова Флорентино, обращённые к новому наставнику «Мадрида» во время его презентации о том, что для него нет ничего невозможного – увы, всего лишь слова. Ибо проводить независимую от президента клуба линию в нынешних реалиях вряд ли под силу какому-либо наставнику, в том числе и Зидану. Но ведь не может быть великой команды без веры в великую мечту. Однажды Зизу уже осуществил её в белоснежной футболке «Мадрида», став главным творцом Новены. Очень хочется верить, что он воплотит эту мечту в жизнь и теперь – на этот раз в качестве тренера. Ведь история, хотя в ней и не существует сослагательного наклонения, имеет свойство повторяться. Рано или поздно – но всегда.
Комментарии ()