1 ноября 2010, 23:37
160

Интервью. Месут Озил:"Здорово, если ребятишки с улицы будут равняться на меня"

Всегда интересны интервью, которые спортсмены дают не спортивным изданиям. Во главе угла ставится человек, с его страстями и сомнениями, убеждениями и принципами или просто повествованием об обычной жизни. Одно из таких интервью опубликовал в сентябрьском выпуске немецкий журнал GQ. Представляем вам интервью с одним из самых ярких представителей новой сборной Германии - Месутом Озилом.
 
 
Месут Озил покидает борт самолета из Мадрида последним. На шее — огромные наушники, из которых слышен турецкий поп. Футболиста встречает подруга Анна-Мария и ее сын, семилетний Монти, который радостно бросается навстречу Месуту. На Монти бело-голубая майка аргентинской сборной с надписью "Месси" на спине, но, кажется, это никого это не смущает. Монти и Месут сталкиваются головами и смеются. Обычная жизнь, обычный мир человека, к которому в последние месяцы приковано внимание миллионов глаз. И вокруг которого уже началась крупная игра. Сегодня утром газеты написали о том, что Месута оценили в 27 миллионов и уже понятно, что он уедет из Германии. Скорее всего — в Мадрид. За 4 недели чемпионата мира карьере молодого игрока было придано невиданное ускорение — от подающих надежды он стал героем, одним из самых востребованных продуктов немецкого футбола. Словно по мановению волшебной палочки. Однако на самом деле не все так просто.
 
История Месута Озила сложна, хотя уже и привычна для сегодняшней Германии. Он родился и вырос в Гельзенкирхене в турецкой семье, в окружении многочисленных турецких родственников - клан Озилов насчитывает более 100 человек. С детства мальчик впитывал культуру и быт своих предков. Но в 2007 году принял решение, которое многими было воспринято неоднозначно. Месут Озил выразил желание играть за сборную Германии. Три года спустя он поехал на ЧМ и превратился там в героя нации.
 
До ЧМ Германия уже знала, насколько вы хороши. Теперь это известно всему миру. Не пугает ли вас хоть немного столь пристальное внимание к вашей персоне?
К таким вещам нельзя подготовиться заранее. И, тем не менее, я внутренне готов, никаких опасений от перехода из одной категории в другую не испытываю. Если кто-то хочет сфотографироваться или получить автограф — никаких проблем, как и раньше — они их получат. Это ведь является частью работы профессионального футболиста. А что касается повышенного внимания, так я к этому привык, это связано с моей позицией на поле — к игрокам атаки внимания всегда больше. Я плеймейкер, креативный мотор центра поля. Именно эта позиция является ключевой в современном футболе, и только там я могу на 100 процентов реализовать свой потенциал. Ясно, что играя на такой важной позиции, человек автоматически попадает под самое пристальное внимание.
 
Во многих иностранных газетах вас сравнивают с обладателем "золотого мяча", называя "немецким Месси".
Я бы не стал так себя называть. Он — игрок мирового класса, играет в одном из лучших клубов мира и, несмотря на молодость, уже очень много достиг. Мне, чтобы добиться чего-то подобного, нужно еще очень много работать. Особенно в том, что касается голевой активности. Конечно, подобное сравнение делает мне честь, я могу им только гордиться. И у меня есть вполне определенная цель — войти в тройку лучших игроков мира. Как видите, честолюбие мне не чуждо.
 
И все же: нынешним летом за вами наблюдали миллиарды людей, это ведь совершенно новый, незабываемый опыт, неужели на вас это не давило?
Я не почувствовал никакого давления. Абсолютно. Когда я выхожу на поле — забываю обо всем. Просто выкидываю из головы. В этот момент значение имеет только игра, только удовольствие, которое я получаю от возни с мячом. В этот момент для меня не существует разницы между детской площадкой, на которой я играл в Гельзенкирхене и стадионом, где проходит матч чемпионата мира. Конечно, я понимаю, что сегодня на меня смотрят тысячи людей на стадионе и миллионы у телеэкранов, но как только звучит свисток арбитра, я забываю об этом. Иногда, только оказавшись у углового флажка, я вдруг осознаю, что на трибунах вообще-то есть люди, и их немало. Единственная разница между полями, на которых я играю сегодня и теми, из моего детства, состоит в том, что на тех не было такого прекрасного газона, а лишь красноватая земля с камнями, о которые мы до крови обдирали коленки.
 
Каковы ваши впечатления от прошедшего ЧМ? Вы разочарованы тем, что не смогли добыть титул или гордитесь тем, что стали частью лучшей сборной Германии за последние 20 лет?
Я до сих пор разочарован. Я очень хотел добыть титул. С другой стороны, поражение от Испании можно расценивать и как шанс, что наша команда еще будет расти, развиваться, становиться сильнее. Я верю в новую сборную Германии — креативную, сильную, дисциплинированную, обладающую бойцовским характером.
 
Вы говорите очень уверенно для 21-летнего юноши.
Мы находимся в самом начале большого пути. Для многих из нас это был первый большой турнир. Мы молоды, честолюбивы, мы хотим развиваться дальше и раскрыть наш потенциал в полной мере. Было очень интересно наблюдать за тем, как остальной мир вдруг начал относиться к нам со всей серьезностью и уважением. Мы были самой креативной и сильной в игровом компоненте командой этого турнира. Надеюсь, через 4 года в Бразилии мы сможем добиться главной цели — стать чемпионами мира. Германия этого достойна.
 
При всей вашей креативности и таланте, можно ли назвать вас трудягой?
По крайней мере я не из тех, кто теряет голову от успехов. Я знаю, что для достижения успеха мне нужно много и тяжело работать. С малых лет я хотел быть лучше других, никогда не останавливался на достигнутом и не довольствовался тем, что имею. Как, впрочем, и сейчас. Сначала я стал лучше моих друзей, затем лучше брата. Когда по телевизору показывали трюки Зидана, я тотчас же шел во двор и не останавливался, пока у меня не получалось нечто очень похожее.
 
В кого вы такой честолюбивый?
В отца. В то время, как все меня в детстве баловали и хвалили — часто авансом — папа всегда говорил только правду, как она есть. Это важно. Хотя я и сам понимал, если что-то делал не так.
 
До Чемпионата мира немецкий футбол выглядел, как Пер Мертезакер: большой, сильный, резкий. Теперь многое изменилось, и именно вы представляете новый тип немецкого игрока — элегантного, где-то даже изысканного. Главный тренер сборной Йоахим Лев говорит, что ваша позиция является ключевой в современном футболе.
Для меня футбол — это истинное наслаждение. Когда я вижу мяч, не могу удержаться от желания начать выделывать с ним разные трюки. С другой стороны, сам по себе, без команды, я ничего не добьюсь. И оттого, что я увижу свободное пространство, куда мог бы доставить мяч, не будет никакого толку, если никто туда не побежит, не откликнется на мою передачу. Футбол — командный вид спорта. В сборной Германии мы — как одна семья, каждый желает другому только хорошего, каждый поддерживает товарища. Знаете, как говорят — один за всех и все за одного. Во время чемпионата в сборной царила прекрасная атмосфера, у нас не было секретов друг от друга, мы много шутили, постоянно устраивали розыгрыши, и никто ни на кого не обижался. Например, во время отработки ударов по воротам, заключали пари — кто забьет меньше всех, должен будет вечером во время ужина разносить всем еду по столикам.
 
И как часто вы проигрывали?
Очень редко. Обычно кто-то другой приносил еду за мой столик.
 
И кто же?
Не стану называть имен, это может не понравиться парням. Ну ладно, Тим Визе, например. С ним я как-то поспорил, что забью больше голов, чем он сможет нанести ударов в створ ворот. И ему пришлось в тот вечер поработать моим официантом.
 
Сборная Германии в ЮАР прошла тот же путь, что и четырьмя годами ранее: впечатляющий футбол, вылет в полуфинале и итоговое третье место. Тогда вам было 17, а сейчас вы уже один из героев турнира. Предполагали ли вы, что все случится настолько быстро?
Нет, что вы. Четыре года назад я и в Бундеслиге еще ни одного матча не провел. Через два месяца после того ЧМ меня вызвали в молодежную сборную, а 2009 мы с некоторыми ребятами из нынешней сборной выиграли чемпионат Европы. Никто из нас тогда не представлял, насколько быстро все произойдет. Как будто мечта стала явью. В этот раз многие думали, что мы рано сойдем с дистанции, потому что слишком молоды. На самом же деле мы были жутко голодны до побед. Раньше считалось, что главная добродетель немецкой сборной — это борьба, мы же хотели доказать, что можем блеснуть и собственно игрой. Кстати, я считаю подобную черту характера типично немецкой и очень ею горжусь.
 
В сегодняшней сборной Германии смешано множество культур. Считаете ли вы вашу команду своеобразным срезом общества?
Конечно. Более того — мы считаем, что это здорово и абсолютно нормально, мы ведь и выросли в таком обществе, в нем смешаны самые разные культурные традиции. За себя могу сказать: я играю за Германию, потому что ощущаю себя немцем. Но точно так же отдаю себе отчет в том, что в моих жилах течет турецкая кровь, и своими турецкими корнями я тоже горжусь. Поверьте, все парни в команде гордятся тем, что носят на груди эмблему с орлом, тут не может быть сомнений. При этом мы часто говорим друг с другом о наших корнях, о культурных традициях наших предков. Мне интересно, что Боатенг рассказывает о Гане, Денис Аого — о Нигерии или Какау о Бразилии.
 
В детстве вы много времени проводили во дворе, играя в футбол. Кто были тогда вашими  товарищами по команде?
Ливанцы, турки, тунисцы, немцы. И у каждого я чему-то учился. Во Франции подобное существует уже давно, там в национальной команде собираются лучшие игроки, представляющие разные культуры. Теперь это становится нормой и для нас. Таков сегодняшний мир в принципе. Нужно просто принять это, как данность.
 
Политики ставят вас в пример, как образец удачной интеграции. Вам приятно такое внимание или вы думаете: "Оставьте меня в покое, дайте просто играть в футбол!"
Я прекрасно ощущаю себя в роли хорошего примера. Я вообще за открытость мнений, за сотрудничество. Здорово, если ребятишки с улицы будут равняться на меня. Многие ведь долго не понимали, почему я стал играть за Германию, хотя мои родители - турки. Но я-то родился и вырос в Германии, я здесь работаю, здесь живут мои друзья. И я хочу своим примером показать молодежи, имеющей самые разные корни — вы тоже можете этого добиться. Вы живете в Германии, это - ваша страна, вы можете многое для нее сделать.
 
Может быть, вам стоит заняться политикой?
Нет, политика — это не для меня.
 
И, тем не менее, вы готовы взять на себя ответственность за свои слова и поступки. Лозунг "Ты тоже можешь добиться того, чего достиг Месут Озил!" - неплохой девиз для пи-ар кампании.
Я готов воспользоваться им ради благого дела. Например, привлечь внимание к фонду, целью которого является поддержка различных социальных проектов. Мы хотели бы наладить школьный обмен внутри Германии между немецкими семьями и семьями эмигрантов. Для меня это многое значит. Мы живем все вместе на одной земле, так давайте лучше узнаем друг друга и будем стремиться к разумному сосуществованию.
 
После вашего дебюта в национальной сборной в феврале 2009го, в гостевой книге вашего официального сайта появилось такое количество нелестных комментариев, что ее пришлось закрыть. На вашей странице в Фэйсбуке многие болельщики из эмигрантских семей высказывались в том смысле, что у них-то, в отличие от вас, нет никаких шансов. Но и вам ведь пришлось здорово потрудиться, чтобы достичь нынешнего положения?
Конечно. В сегодняшней Германии каждый приобретает свой собственный опыт. И то, что я играю в футбол, не означает автоматического решения всех проблем или сложностей. Могу лишь сказать таким людям, что само по себе ничего не приходит, встряхнитесь, наметьте цель и двигайтесь к ней постепенно.
 
Вам лично приходилось раньше бороться с подобными предрассудками или проявлениями расизма?
Нет. К счастью, у меня только положительный опыт в этом смысле. Когда я сказал, что буду играть за Германию, многие меня поздравляли и держали за меня кулаки. В том числе многие турки говорили: "Мы гордимся тем, что немец с турецкими корнями играет за сборную Германии. Мы чувствуем, будто частичка нас самих находится в это время на поле".
 
Как вы считаете, что немцу стоит знать о турецкой культуре?
Наше единство, наша сплоченность, наше искусство дружить, наше отношение к семейным ценностям — вот что важно и чему стоит поучиться. Какие бы проблемы не возникали у меня, семья и друзья всегда меня поддержат. Люди думают не только о себе, они заботятся и о других, и том, что принесет нам завтрашний день.
 
 
Интервью основано на материалах блога Пером и микрофоном  
 
FondoRuso.ru

Комментарии ()