Сейчас трудно поверить, что когда-то отношения между «Мадридом» и «Валенсией» были очень близкими и уважительными, и ни о какой ненависти к столичной команде и речи не было. Но все изменилось 25 лет назад, когда Педя Миятович согласился перейти в «Реал Мадрид».
Февраль 1996 года, «сливочные» ведут переговоры с Миятовичем, игроком, который своим переходом поделит историю на ДО и ПОСЛЕ. 13 марта 1996 года всё закончится принципиальным согласием черногорца на переход, а также будет финализирована сумма отступных, которые столичный клуб должен будет выплатить «Валенсии» в июне того же года – 1 486 000 песет. Трансфер, который приведет на «Бернабеу» будущего героя Септимы и который разрушит в пух и прах братские, хотя бы на уровне руководства, отношения между двумя клубами.
До этого Валенсия и ее домашний стадион были вторым домом для «Реал Мадрид». К примеру, в сезоне 1976/77, когда случился знаменитый эпизод с «сумасшедшим с «Бернабеу» в игре с «Баварией» и УЕФА наказал Королевский клуб двумя матчами не менее чем в 300 километрах от Мадрида, именно «Валенсия» и ее президент Хосе Рамос Коста предложили «сливочным» свой стадион «Луис Касанова» (нынешнее название «Месталья») для игры с польской командой «Сталь».
Баннер «Мадридисты благодарны Валенсии за приём. Hala Madrid» и афиша матча «Реал Мадрид» - «Сталь» на стадионе «Луис Касанова»
И это несмотря на то, что среди болельщиков «Валенсии» уже тогда были те, кто не питал особой любви к «Мадриду», ведь годом ранее «сливочные» купили у валенсийцев защитника Хуана Соля. Тогда руководству «Валенсии» пришлось оправдываться перед инчадой, что трансфер защитника был вызван экономическими проблемами. Этот переход был для болельщиков болезненным, но его последствия даже близко не стоят с теми, которые последовали после трансфера Миятовича. Сам Хуан Соль, кстати, проведя в «Мадриде» 4 года и сыграв 110 матчей, вернулся в «Валенсию».
И это был не единичный случай, когда болельщики валенсийского клуба могли быть недовольны главным клубом столицы Испании. Пако Льорет, журналист и историк «Валенсии», вспоминает:
«В 70-ые на нашем стадионе уже было слышно много «лестного» в адрес «Мадрида». В 72-ом году, например, встречу пришлось отменить из-за того, что на поле с трибун летели предметы. В 76-ом, когда руководство предоставило стадион для игры «Мадрида» в еврокубках, из жителей города никто не пошел на матч, трибуны не были заполнены. В тот же самый год 5000 человек отправились на выездную игру Ла Лиги на «Бернабеу» и задали там жару на трибунах».
Миятович в составе «Валенсии»
Итак, 29 сентября 1976 года «Мадрид» сыграл на «Луисе Касанове» в первый раз и повторил это в сезоне 1987/88, когда принимал действующего чемпиона Европы – «Порту». И дело вновь было в санкции со стороны УЕФА (на этот раз из-за знаменитого прыжка Хуанито на голову Лотару Маттеусу) – 1 матч при пустых трибунах и 1 матч не менее чем в 300 километрах от Мадрида. За закрытыми дверями была сыграна встреча с «Наполи» Диего Марадоны, а вот для второго санкционного матча вновь была выбрана Валенсия. 62 автобуса с мадридистами отправились из столицы в сторону побережья Средиземного моря, чтобы обеспечить команде поддержку в матче с «Порту». На тот момент отношения между клубами были настолько хорошими, что сосьос «Валенсии» могли купить билет на игру «Мадрида» с «Порту» с хорошей скидкой.
И в этот раз болельщики решили поддержать столичную команду, придя на стадион, и, не без их участия, случилась запоминающаяся ремонтада «сливочных», которые по ходу встречи проигрывали 0-1, но благодаря голам Уго Санчеса и Маноло Санчиса на 80-й и 91-й минутах добились победы.
Тренер того «Мадрида» Лео Беенхаккер отметил:
«Болельщики очень помогли нам одержать эту победу. Мы чувствовали их поддержку с того самого момента, как прибыли в город».
Трансфер Миятовича сломал отношения
Сам Педя так описывает тот период:
«Валенсия» хотела обновить мой контракт, президентом тогда был Пако Ройг. Но я решил подписать предварительный контракт с «Мадридом». Конечно, и руководство, и болельщики были очень недовольны этим фактом, и я их прекрасно понимаю. Но это было мое решение. И решение было – уходить. Отступные, если не ошибаюсь, были 1 250 000 песет (на самом деле 1 487 000 песет – прим. автора), и это были рекордные цифры для той эпохи. «Мадрид» вел со мной переговоры, не поставив в известность клуб, и я принял их условия. А люди восприняли это как предательство…».
Я принял решение уйти, потому что хотел выиграть титулы, и думал, что в «Валенсии» сделать это будет сложнее, чем в «Мадриде»Предраг МиятовичБывший игрок и функционер «Реал Мадрид»
Слухи о том, что между игроком и Королевским клубом идут переговоры, просочились в прессу еще в феврале, но официально на публике о них заявил президент «Валенсии» Пако Ройг, объявивший «Мадриду» войну в марте 1996 года. По его словам, уже 11 марта у Миятовича был подписанный со «сливочными» контракт:
«Вчера, один из вице-президентов «Реал Мадрид» предложил Миятовичу в два раза больше, чем он зарабатывает в «Валенсии». Я знаю все суммы отступных игроков «Мадрида», так что Сансу (Лоренсо Санс, президент «Реал Мадрид» - прим. ред) стоит ждать сюрприза».
Ответ президента Королевского клуба был лаконичен:
«Если я как-то обидел Ройга, то я извиняюсь за это, и, если он хочет получить к себе кого-то из игроков «Мадрида», я могу его понять. Другой вопрос – хочет ли кто-то из наших игроков переходить в «Валенсию»?».
Билет на игру «Реал Мадрид» - «Порту» на стадионе «Луис Касанова»
В целом президент «Валенсии» был прав – действительно, сделку по Миятовичу вел и закрывал вице-президент Игнасио Сильва (его дочь Александра какое-то время встречалаcь, с Роберто Карлосом – прим.ред.). Игрок должен был стать футболистом «сливочных» в июне того же года после выплаты всей суммы отступных.
Деньги у «Мадрида» были благодаря буму на рынке телевизионных прав, из-за которого казну клубов, особенно крупных, пополнили весьма немалые суммы. И Королевский клуб уже собирал по кусочкам команду, которую должен был тренировать Фабио Капелло, и соглашения, помимо Миятовича, были достигнуты с такими игроками, как Давор Шукер, Роберто Карлос, Кларенс Зеедорф, Бодо Ильгнер и Кристиан Пануччи.
Миятович продолжает вспоминать:
«Дело было не в деньгах, а в игроке, которого очень любила публика. Это правда. И я всегда говорил, что мой переход в «Валенсию» был очень важен для моей карьеры, там я состоялся как игрок, и как личность. Болельщики хотели, чтобы я остался в клубе на многие годы, но я принял решение уйти, и это породило злость и недовольство. И отношения между нами уже никогда не смогут восстановиться».
Миятович после гола в финале Лиги Чемпионов в Амстердаме
И черногорцу пришлось очень несладко после того, как публика узнала о соглашении с «Мадридом». Дошло до того, что ему пришлось воспользоваться услугами телохранителей и нанять охрану для своего дома.
«Я понимаю ситуацию, но не нужно забывать, что я уже три года был в «Валенсии», мы были близки к титулам, но ничего не выиграли: проиграли в финале кубка «Депору» на «Бернабеу», были вторыми в Ла Лиге. Поэтому я принял решение уйти, потому что хотел выиграть титулы, и думал, что в «Валенсии» сделать это будет сложнее, чем в «Мадриде».
Пако Ройг, в свою очередь, обвиняет «Мадрид» в том, что «Валенсия» не смогла победить в Ла Лиге сезона 1995/96. Ведь соглашение с Миятовичем привело к тому, что он не мог нормально играть, и это имело эффект на результаты команды. По итогу «Атлетико» набрал 87 очков и на 8 опередил «Валенсию». «Реал Мадрид» в свою очередь был седьмым, и не вышел в еврокубки.
Ройг возмущался:
«Они вывели из строя Педю, он уже не был сконцентрирован на игре. Уверен, что, если бы этого не случилось, мы бы выиграли ту Лигу».
Газета Marca объявляет о переходе Миятовича в «Реал Мадрид», 4 июля 1996 года.
Парижский финал
В 2000 году, спустя всего лишь 4 года после событий с Миятовичем, «Мадрид» и «Валенсия» встретились в первом в истории чисто испанском финале Лиги Чемпионов, который проходил в столице Франции. И «Реал Мадрид» был сильнее – 3-0 с голами Морьентеса, Макманамана и забегом Рауля через всё поле на последних минутах игры.
Одни участники тех событий утверждают, что на улицах Парижа весь день до матча царил праздник испанского футбола и чувствовался дух братства. Другие, наоборот, уверены, что события в Париже еще больше укрепили ту вражду между клубами, ростки которой посеял переход Миятовича.
Вот, что на сей счёт думает сам Педя:
«Лично я не верю, что что-то кардинально поменялось бы, победи в Париже «Валенсия». Футбол порождает много страсти и эмоций, и если отношения один раз разорвались, в данном случае из-за меня, то их уже сложно вернуть на прежний уровень, потому что тень прошлого всегда будет вас преследовать. Мне бы хотелось, чтобы когда-нибудь эта ситуация исправилась, но раз этого не случилось за столько лет, то не думаю, что это в принципе возможно».
Рауль забивает третий гол в ворота «Валенсии» в финале Лиги Чемпионов в Париже
Такого же мнения придерживается и Пако Льорет. По его мнению, финал в Париже окончательно раздул костер антимадридизма среди болельщиков «Валенсии». При этом он всё еще считает, что его первые признаки появились еще в 70ых:
«Это был 77ой год, когда на «Бернабеу» появилась Сеньера (желто-оранжевый флаг Каталонии). В те времена всё было очень напряженно, и футбол был другим. А позже, в 90-х появился Пако Ройг, лидер, популист, который озвучил то, о чем раньше молчали. Это поменяло футбол, поменяло общество, всё стало буквально на грани».
И с каждым годом ситуация становилась всё хуже. Первые визиты Педи на «Месталью» чем-то напоминали то, что позже происходило с Луишем Фигу на «Ноу Камп». Усиленная охрана для команды, персональная для самого Миятовича. А трибуны выражали свое мнение различными оскорбительными баннерами.
Баннер на трибунах «Местальи» с надписью «Я за «Мадрид».
Клаусула антимадрид Гаиско Мендьеты
После перехода Миятовича в «Мадрид» трансферы игроков «Валенсии» в стан «сливочных» прекратились в принципе. «Реал Мадрид» в разные годы пытался подписать Гаиско Мендьету, Роберта Айалу, Давида Сильву и Давида Вилью, но ни разу не добился в этом успеха. Единственным игроком, который после Миятовича променял прописку с валенсийской на мадридскую стал Рауль Альбиоль в сезоне 2009/10.
В 2001 году, Флорентино Перес достиг устной договоренности с одним из лидеров «Валенсии» Гаиской Мендьетой и предложил за него 24 миллиона, однако получил категорический отказ клуба. При том, что сам футболист хотел выступать за «сливочных». Тем же летом Мендьета был со скандалом продан в «Лацио» за 48 миллионов евро и пункт с суммой отступных, которые должен был заплатить «Мадрид», если бы захотел выкупить игрока. Выгоднейшая сделка для «Валенсии».
Гаиска Мендьета в составе «Валенсии»
Однако для самого игрока это был провал. Он никогда не заиграл на должном уровне в римском клубе и позже был отдан в аренду в «Барселону», где дела у него пошли получше.
«Мне бы хотелось, чтобы когда-нибудь эта ситуация исправилась, но раз этого не случилось за столько лет, то не думаю, что это в принципе возможно», - говорит сейчас Педя Миятович, человек, с которого это всё и началось 25 лет назад и продолжается по сей день.
Chamartin1981
Помню ту команду, именно с сезона 1996-1997 стал активно болеть за Реал. Противостояние с путой с юным Роналдо в составе было захватывающем.
Shicko
А я начал болеть на пару лет раньше, поэтому успел пережить тот позорный 96-й год…
Тем фантастичнее был следующий сезон с новым мега-составом Капелло. Конфетка была, а не команда)
Chev Chellios
Тем фантастичнее был следующий сезон с новым мега-составом Капелло. Конфетка была, а не команда)
только игра «незрелищно»
Shicko
Ага, зрелищно и результативно играла команда Бобби Робсона. Ну и осталась второй. И кто их помнит? А мы вспоминаем победу в ЛЛ.
Это напоминание всем адептам красивой игры, которые сейчас негодуют: в истории остаются победы.
Chev Chellios
Это напоминание всем адептам красивой игры, которые сейчас негодуют: в истории остаются победы.
Во многом согласен, но если то было незрелищно, то сейчас убого.
Shicko
))
А кубков — ещё больше! Может в этом секрет?)
Chev Chellios
А кубков — ещё больше! Может в этом секрет?)
Кубки добывались вне такой стагнации, сейчас реально мрак.
hattaki
Мартин, респект!
Большой труд проделали, спасибо!
Chev Chellios
Помним, любим! Педя принес не мало пользы.
А сколько пользы могли бы принести Сильва с Вильей?
Страшно даже подумать… Если бы не тогдашний презик вали.
Март спасибо.
Alejandro Gonzalez
А сколько пользы могли бы принести Сильва с Вильей?
Страшно даже подумать… Если бы не тогдашний презик вали.
Март спасибо.
Истина!
R-Nur
Уникальный по своему был футболист, не менее уникальным остаётся и сейчас.)))
Alejandro Gonzalez
Многие стали болеть за РМ, потому что это был в определенном смысле год нулевой. Пришел топовый тренер, пришли топовые иностранные игроки, насколько я знаю, НТВ Плюс стал показывать Примеру, РМ выиграл чемпионат — чем все это не повод для малолетних глоров с грустных постсоветских стран начать болеть за великий клуб?))
А Миятович крутой игрок, мне он очень нравился. А вот как человек он мне кажется весьма сомнительным персонажем. Даже лицо у него какое-то, нечестное, что ли. А уж как он в роли спортдира напривозил в клуб голландцев, вообще заставляет задуматься. Так что я не особо ему верю.
А еще меня удивляет: если с Валькой отношения испортились, тогда почему столько бывших игроков РМ играли за этот клуб? Сольдадо, Парехо, Денис — это не просто бывшие игроки, это воспитанники клуба. Но все-таки жаль, что все так вышло. Мендьета, Вилья, Сильва так и не сыграли за РМ, хотя должны были. Особенно Сильва, как по мне, он вообще был рожден играть за РМ, идеальный для нашего клуба игрок.
Vahram07.rma
Сейчас пошли лучшие времена раньше (семидесятые) смотрели только еврокубковые матчи и то только с участием команд с СССР и про Мадрид я узнал новости из Советского спорта или Футбол хоккей еженедельника а игры смотрел 90 ые НТВ +
wc3guti
Сегодня ЛЧ! Что думаете про сегодняшние матчи?
Shicko
Думаю, Реал сегодня не сыграет… )
hattaki
Уверен, что сегодня Бенз не забьёт!)
wc3guti
Соперников изучаем)