22 июля 2010, 17:48
169

Интервью. Мануэль Пеллегрини: "К моему мнению в "Реале" не прислушивались"

Находясь в Чили и размышляя о своём будущем, Мануэль Пеллегрини дал первое обширное интервью после увольнения с поста главного тренера "Реала". Винит в своей отставке он Флорентино Переса, считая, что заслуживал продолжения работы с командой...
 
 
Говорили, что окружающая атмосфера на Мануэля Пеллегрини не действует. Причём не действует она на него и в моменты триумфов, и когда его увольняют из мадридского "Реала" за то, что он не выиграл три трофея, который должен был выиграть. Отважный и молчаливый, он идёт вперед, не оглядываясь назад. В Чили он вернулся 1 июня на глазах у всех нас, наблюдавших, как испанская пресса затретировала его настолько, что в итоге его сняли с должности. Тем не менее, он вернулся с гордо поднятой головой. Сначала он укрылся в доме у своего второго сына, который скоро женится, затем вместе с женой в доме, который он построил 20 лет назад, когда ещё собирался стать инженером, затем нашёл укрытие у своих родителей, которые активно радуются жизни, несмотря на свои 90 лет, ну и затем затаился в компании многочисленных братьев и сестёр и малочисленных друзей. Его каникулы будут длиться до декабря, а в июле он уже серьёзно начал раздумывать над следующим местом работы.
 
"Не могу сказать Вам, что буду делать, потому что я понятия не имею", - говорит Пеллегрини. Но у него есть много мыслей по поводу того, что он больше не сделает, что бы ему хотелось сделать и что он сделал плохо. Когда он входит к нам в гостиную, мы сразу оцениваем его элегантность. Его джинсы выглядят как брюки, кроссовки - как ботинки, жилетка - как дорогой жилет. Его рост и худоба нас слегка удивляют. Он говорит, что регулярно делает упражнения и что он очень осторожно относился к испанской пище. У него уже не так много морщин, как это было в последние месяцы. Он садится и начинает откровенно с нами беседовать. Почти без улыбок, во всяком случае, с его стороны. Очень быстро мы осознаём, что окружающая атмосфера на него действительно не действует, но не потому, что он от неё огородился. А потому, что его убеждения настолько глубоки, а самоконтроль настолько жёсткий, что все пули от него попросту отскакивают...
 
Я с гордостью принял предложение мадридского "Реала", потому что оно логически выходило из результатов всей моей тренерской работы - в Чили, Эквадоре, Аргентине и Испании, а ещё это было плодом моих личных тренерских наработок и очень усердной подготовки. Вся эта работа мне гораздо ценнее, чем просто похвалы, когда команда выигрывает. Хвалебные слова за победы значат для меня так же мало, как слова о том, какой я плохой, когда я проигрываю.
 
Я Вам не верю.
Я всегда был таким на протяжении моей карьеры.
 
Вы же знали, как в мадридском "Реале" относятся к тренерам. Хотели стать исключением?
Я не ждал лучшего обращения, если не буду выполнять поставленные задачи. Может быть, я ждал более существенной поддержки со стороны самого клуба, но от журналистов я не ждал ничего. Потому что я ничего им не даю и ничего у них не прошу. Я никогда не участвовал ни в каких телевизионных программах, не давал мой номер телефона репортёрам, хотя если бы это делал, то журналисты, может быть, были бы ко мне более мягкими. Но мой профессионализм я ни на что не променяю.
 
Говорят, что Вам стоило быть более известным, участвовать в полемиках, быть более гламурным на людях, ведь от тренера "Мадрида" ждут, что он тоже будет публичным персонажем, может быть даже персонажем политическим.
Именно поэтому у меня были проблемы, причём во всех сферах. Но для меня это и есть самое большое достижение - продвинуться вперед, не будучи при этом публичным человеком.
 
"Реал Мадрид" хочет, чтобы его тренер был всегда на виду?
Нет. Он хочет, чтобы тренер был профессионалом, может быть даже мало кому известным, и чтобы он не поддавался на провокации и оскорбления. Нынешний тренер сборной Испании Висенте Дель Боске, который сейчас стал таким известным, был в своё время тренером "Мадрида", и он тоже старается быть незаметным. Я тоже. И людям такие тренеры нравятся, доказательством этому может служить то, что меня поддерживали больше 80 процентов болельщиков, когда меня увольняли. Я был вынужден покинуть клуб из-за решения президента, который плохо разобрался в ситуации.
 
Скажите, на Вас как-нибудь повлияла высокая заработная плата, которую Вы получали в мадридском "Реале"?
Нет, совершенно нет.
 
Она была в пять раз больше той, что Вам платили в "Вильярреале"...
Я и до перехода в "Реал Мадрид" не нуждался в ещё бо'льших деньгах. Не потому, что я был мультимиллионером, нет, я им не был, а просто потому, что мне мало надо. Самые богатые люди на земле - это как раз мы, то есть те, кому надо немного.
 
Вы привыкли выращивать игроков, но знали ли Вы о том, что в "Мадриде" не дадут этого делать? Ожидали ли Вы, что пробудете в "Мадриде" так недолго?
Нет, я думал, что задержусь дольше. И не из-за того, что я самоуверенный человек, как Вы подумали, а потому, что я был очень убеждён в том, что делаю.
 
Тем не менее, Вы не выиграли ни одного трофея.
Нет, но мы провели лучший чемпионат в истории мадридского "Реала". Мы не выиграли Ла Лигу из-за того, что есть ещё один великий клуб - это "Барселона", а Лигу Чемпионов мы не выиграли из-за того, что у нас не было структурированной команды для выигрыша этого трофея, и в этом моё первое расхождение с руководством клуба. А что касается Кубка Испании, то мы его не завоевали потому, что в нём провалились, это было настоящим позором, в котором я полностью виню себя.
 
Что с Вами происходило в моменты поражений? Вы начинали думать, что Ваши дни сочтены?
Я не думаю, что мой уход из "Мадрида" связан с отсутствием выигранных титулов. Если бы я выиграл Ла Лигу, то всё равно, скорее всего, меня бы уволили.
 
В таком случае, почему Вас отстранили?
Потому что произошло значительное дистанцирование с президентом в начале сезона. У нас были противоположные мнения о формировании состава. Он продал игроков, которых я считал нужными.
 
Речь, наверное, идёт о голландцах Роббене и Снейдере, которых президент продал.
Не хочу сказать, что из-за этого мы не выиграли трофеи, но когда существует разногласия с президентом, то уходит тренер, а не президент. И когда мы выбыли из Лиги Чемпионов, то я понял, что вряд ли останусь на своём посту, даже если мы выиграем чемпионат. Но вся спортивная дирекция клуба хотела, чтобы я остался, и все болельщики мадридского "Реала" - тоже.
 
А в чём состояли эти разногласия с Пересом?
На мой взгляд, спортивная дирекция, которую формировали тренер, Вальдано и другие, должна была больше влиять на формирование состава, как происходит во всех клубах кроме этого. Здесь тренер по контракту не имеет голоса при формировании команды, хотя его также у меня не было и в "Вильярреале".
 
Но к Вашему мнению в "Реале" прислушивались?
Нет. Мне бы хотелось, чтобы тренеров там лучше слушали, мы бы тогда сыграли гораздо лучше. Как сказал Висенте Дель Боске, и сегодня я его в этом поддерживаю, когда "Мадрид" поймёт, в чём действительно заключается пост спортивного директора, когда он наделит этот пост полномочиями, тогда клуб достигнет гораздо более успешных результатов.
 
Скажите, а эти дорогие и такие разные футболисты, которые играют за "Реал Мадрид", они со страстью надевают его футболку, с желанием?
Абсолютно точно. В мире нет высококлассных спортсменов, которые бы играли за деньги. Вы думаете, что Рафаэлю Надалю в теннисе или Тайгеру Вудсу в гольфе нужно ещё больше денег? Они играют за личную спортивную славу. Именно это делает спортсмена великим. В этом я поддерживаю политику президента "Реала" - привлекать всех самых известных футболистов в клуб, чтобы сделать его ещё величественнее.
 
В таком случае, в чём конкретно состояли Ваши разногласия с президентом, если Вы согласны с его политикой?
Я считаю, что его проекту не хватает голоса спортивного специалиста, который бы всё отрегулировал, и клуб бы стал достигать таких спортивных успехов, которые должен достигать с такими великими игроками. Президент покупает самых лучших игроков, но не на те позиции, которые действительно требуют усиления. Я ничего не добьюсь, если приведу на сцену оркестр из десяти самых лучших гитаристов и ни одного пианиста и барабанщика. Вот ведь как. У мадридского "Реала" есть лучшие гитаристы, но если я попрошу их сыграть на фортепьяно, они не смогут это хорошо сделать.
 
Вы пытались ему это объяснить?
Нет, и это была моя большая ошибка, мне нужно было чаще с ним общаться. Вначале я пытался, когда считал, что к моему голосу прислушиваются, но когда начались разногласия, то я отступил назад. Я старался сконцентрировать все мои усилия на футбольном поле, а здесь на самом деле играется не только на нём, но и в кабинетах.
 
Он снимает жакет, начинает говорить немного тише, но так же продолжает смотреть нам в глаза. Фотографы просят его позировать на фоне террасы, расставив свет, но он отказывается и не хочет это делать ни при каких условиях. И его отказ весьма твёрд. Но Вы ведь, как рок-звезда! "Нет, я совсем не похож на рок-звезду", - отвечает тренер. Переубеждать его нет смысла, поэтому фотографии просто делаются по ходу беседы. Мы не можем перестать думать о тех сотнях обложек газет и журналов, на которых он появляется, и нас удивляет, что он так не любит фотографироваться. Потом мы понимаем, что все эти фотографии сделаны как раз в движении, это не позирование для фотокорреспондентов.
 
Вы обиделись, когда поняли, что Вас увольняют?
Меня обидела форма увольнения, как они себя при этом вели. А об увольнении я знал ещё за месяц. Они ждали до последнего, чтобы об этом объявить, потому что хотели гарантировать себе согласие на переход другого тренера, чтобы договориться с ним до того, как меня уволить. Утром президент созвал пресс-конференцию, чтобы объявить о завершении моего контракта, а вечером мне позвонили, чтобы этот контракт расторгнуть и выплатить мне компенсацию.
 
Вам выплатили неустойку за оставшийся год соглашения?
Да, в полной мере. Насколько хорошо они повели себя при выплате мне компенсации, настолько плохо повели себя, когда сообщали об увольнении.
 
А потом, когда Вы пришли к себе домой на улице Конде-де-Оргас, Вы проронили слезу?
(Отрицает это жестом головой) Я уже был этому готов. Я вспомнил ход всего сезона, самокритично на себя посмотрел и посчитал себя виновным. Я почти всегда считаю виноватым себя. Я не виню ни игроков, которые были моими рьяными сторонниками, ни формирование состава. Я действовал так, как должен был действовать с самого начала, но я принял то, что было, и с этим пошёл вперёд, а то, что случилось - это моя вина. Значит, я что-то сделал плохо, что мы не выиграли...
 
Вам бы хотелось продолжить работу?
Да, я этого заслуживал, и так считали все, кроме президента. Была создана великолепная база, чтобы второй год получился экстраординарным. Но такова эта профессия, здесь тебя оценивают те люди, которые стоят выше тебя по должности, и если президент больше не хотел меня видеть, то это было его право.
 
Пеллегрини не жалеет о том, что принял предложение "Реала", хотя знал о том, что его ждёт. Он признаётся, что тот стиль жизни, который он вёл в Вильяpреале, в Мадриде ему не удавался, но переход в "Реал Мадрид" был шагом, который он должен был сделать, чтобы продвинуться ещё дальше в своей тренерской карьере. Мануэль рассказывает, что не ходил ужинать в рестораны и не посещал мадридские бары, потому что любые действия могли отразиться на его работе. Он даже перестал играть в гольф. Но такой постоянный самоконтроль и самоанализ подходит под его характер. Ему нравится одиночество. Он много читает и смотрит кинофильмы. В Мадриде у него была помощница, которая три раза в неделю готовила ему еду и убирала квартиру. Сам он готовить не любит, но, улыбаясь, говорит, что вкусно поесть обожает. Каждый месяц к нему приезжала супруга, с которой он выбирался на знакомства с испанскими городками и посёлками, и именно с ней он наслаждался мадридскими вечерами, но в одиночестве он по вечерам не гулял никогда.
 
И теперь что?
Значимость мадридского "Реала" имеют только некоторые английские и итальянские клубы. Но "Реал Мадрид" - это вершина. Я надеюсь, что ещё чего-нибудь добьюсь с каким-нибудь другим европейским клубом, я ещё не завершил мою карьеру.
 
А если Марсело Бьелса решит покинуть сборную Чили, Вы готовы будете её возглавить?
Я не могу на это ответить, я не люблю делать предположения. Самое главное для Чили - это Бьелса. А после Бьелсы - Бьелса.
 
Он никогда не ощущал такую любовь чилийцев, как сейчас, и это его одновременно и впечатляет, и делает счастливым. Он говорит, что к нему подходят люди на улицах и произносят только слова поддержки. Несмотря на то, что он одиннадцать лет прожил за границей, Мануэль Пеллегрини всё больше и больше чувствует себя чилийцем. Он знает, что в декабре он опять уедет в Европу, но на этот раз уже не так надолго. В Европе же тем временем обсуждают его поездку в Лондон - наверное, он ведёт переговоры. Но не с "Ливерпулем", потому что с ним он уже общался, и они не договорились, и не с "Миланом". Чтобы избежать вопроса, он активно начинает рассказывать, что клубы ему нравятся больше, чем сборные. Он предпочитает быть постоянно на поле, каждые выходные покрываться потом от волнения, короче говоря, любит максимум адреналина..
 
Как Вы отнеслись к тому, что президент Чили пригласил сборную команду к себе, учитывая, что в 1/8 финала она проиграла?
Не думаю, что он пригласил команду за её спортивные достижения, а просто ей удалось сплотить весь народ, который поддерживал её даже после вылета с турнира, а также потому, что они придерживались своих игровых убеждений до самого конца. За это их нужно похвалить. Никто их не премировал, только поздравили.
 
Черта между футболом и политикой всё уже и уже. После Чемпионата Мира Марсело Бьелса пожал руку президенту, как Вы к этому отнеслись?
Я хочу не столько это прокомментировать, сколько пожелать этой черте между футболом и политикой стать пропастью. Спорт сплачивает всю страну, и не нужно вмешивать в него элементы, которые людей разделяют. Это как искусство. Не знаю, была ли в действиях Бьелсы какая-нибудь политика, не думаю, потому что он никогда не высказывался на политические темы.
 
А у Вас есть политические предпочтения?
Да, конечно. У меня есть своя точка зрения и голос, и меня не раз просили её огласить и поддержать определённые идеи, но я всегда отказывался. Ведь у нас так мало вещей, объединяющих чилийцев!
 
Вам понравилось выступление сборной Чили на Мундиале?
Думаю, что сборная Чили продемонстрировала прогресс. Но я не тот человек, который должен судить. Я не журналист, я очень уважительно отношусь к этой профессии, и я не критик, чтобы оценивать действия коллеги. Также я считаю, что журналисты не уважают профессию тренеров, потому что в итоге они постоянно говорят, что тренеру нужно делать.
 
Скажите честно, Вам бы хотелось стать когда-нибудь тренером сборной Чили?
Да, хотелось бы, но в нужный момент.
 
К следующему Чемпионату Мира Вам будет уже 60 лет... Не много, чтобы начинать работу со сборной?
Нет, в тренерской карьере лучший возраст - между 48 и 64 годами.
 
В таком случае, Вы успеваете.
(Смеётся) Трудно составить график твоей карьеры, но мне бы хотелось тренировать национальную сборную в последние четыре года моей карьеры, и на этом закончить.
 
FondoRuso.ru

Комментарии ()