
Искусные речи – сила твоя,
Оружие царя – язык его:
Слово сильнее любого удара.
«Поучение царю Мерикаре», памятник древнеегипетской литературы XXI в. до н.э.
Примерно десять тысяч лет тому назад у племён кочевых охотников, населявших в те времена напоминавшую тогда отнюдь не безжизненную пустыню, а зелёную саванну территорию нынешней Сахары, возник один обычай, который всякому современному цивилизованному человеку, несомненно, мог показаться жестоким и даже варварским. Касался он проблемы, с которой рано или поздно, но неизбежно сталкивалось любое первобытное племя – выборов нового вождя. Суть его состояла в том, что когда стареющий вождь клана, слабея и дряхлея с каждым годом, в один прекрасный (а для него самого – несчастный) день вдруг оказывался в прямом смысле этого слова не в силах и дальше выполнять свои многотрудные обязанности, то преданные соплеменники его немедленно убивали. После чего тотчас же выбирали из своих рядов нового вождя – смелого, энергичного и молодого.
Шли века и тысячелетия… Климат Северной Африки постепенно становился более сухим, Сахара медленно превращалась в ту пустыню, которой мы привыкли её видеть в наши дни, а слоны, зебры, антилопы, жирафы и носороги, ранее являвшиеся излюбленной добычей отважных охотников, всё реже попадались им на глаза, покидая места, прежде бывшие для них родным домом. Прежде вольные охотники-кочевники постепенно «переквалифицировались» в культурных земледельцев и скотоводов, всё больше тяготея к плодородной, а главное – богатой живительной влагой долине и дельте Нила. Постепенно складывалось государство с его привычными атрибутами, иероглифическое письмо, религия… Возникла цивилизация, ныне известная каждому школьнику как Древний Египет. Храмы, пирамиды, фараоны – одним словом, на редкость мощное и, главное, до предела централизованное государство. И, что ещё более любопытно, в этом государстве нашлось место и для того самого жестокого обычая вольных охотников африканской саванны. Конечно же, он не избежал некоторого «окультуривания»: старого немощного вождя (а отныне – царя) теперь уже не убивали: прежнее торжество дикости и варварства пустынных бедуинов у цивилизованных подданных владыки Верхнего и Нижнего Египта превратилось в триумф их верноподданства под названием хеб-сед, «фестиваль хвоста». Отныне любой царь, достигший (если была на то воля богов) тридцатого года своего правления, на тридцать первом году царствования проводил торжественный ритуал возрождения своих духовных и физических сил, превращавшийся в торжество общегосударственного масштаба, в ходе которого новый старый правитель заново короновался в качестве законного владыки Египта, вновь как бы обретая тем самым утраченную за предыдущие три десятилетия жизненную энергию. Олицетворением этой энергии и силы издавна выступал хвост быка, прикреплявшийся к царскому одеянию, который и дал название этому празднику – празднику, свято справлявшемуся всеми доживавшими до тридцати лет на троне фараонами, начиная с полулегендарных царей первых династий, и заканчивая их бледными подобиями, жившими и правившими уже в эпоху эллинизма.
Конечно же, нынешний «Мадрид» – это совсем не Древний Египет. И Флорентино Перес – не фараон, а законно избранный президент Клуба. И в президентском кресле «Мадрида» он находится не тридцать лет, а в общей сложности всего лишь десять. Да и хвост быка, бывший когда-то у египтян атрибутом монаршей власти, в современной Испании превратился в обыкновенное кулинарное блюдо. Всё это так, спору нет, но, тем не менее, глядя на события, связанные с нынешним – уже четвёртым по счёту – избранием Переса на пост президента, невольно хочется провести аналогию именно с древнеегипетским хеб-седом. Хотя бы уже потому, что Флорентино, как и цари Обеих земель, непременно возводившие после своего хеб-седа новый прекрасный храм в честь богов, тоже, как известно, человек не чуждый строительству и также обещающий в самом ближайшем будущем построить (а, вернее, реконструировать) свой храм – великолепный храм футбола, «Сантьяго Бернабеу».
Когда Флорентино Перес впервые выиграл президентские выборы летом 2000-го, сменив на этом посту Лоренцо Санса, предлагаемый им в ходе предвыборной кампании проект создания команды был во многом новаторским, даже революционным (одно лишь заявленное и, главное, выполненное обещание купить для «Мадрида» у «Барселоны» Луиша Фигу, чего стоило!) – и в этом плане многим тогда казался привлекательной альтернативой гораздо более традиционной модели управления, предлагаемой его главным конкурентом Сансом – модели, реализовавшейся (хотя, естественно, и не без издержек) в чрезвычайно симпатичной и самобытной команде. В команде, которая – минуточку! – на тот самый момент выиграла два кубка Лиги Чемпионов за последние три года. И всё-таки программа Переса одержала тогда победу, реализовавшись, в конечном счёте, в хорошо всем нам известный проект «галактикос», суть которого являла собой политика «Зиданов и Павонов». Следующая предвыборная кампания Переса – уже в 2004 году – была, по сути дела, продолжением заявленных четырьмя годами ранее грандиозных планов, а потому и оказалась в известной степени неотделима от первой. Кто, в конце концов, тогда мог предположить, что казавшийся многим нелепой случайностью провал Карлуша Кейруша в амплуа преемника Висенте Дель Боске был в действительности началом длительного и глубокого кризиса, приведшего через два года к бесславному уходу самого Флорентино с поста президента Клуба? Наконец, летом 2009-го он вновь вернулся в президентское кресло в роли Феникса, призванного возродиться из пепла и осуществить высокую миссию возрождения команды, вытаскивания её из ямы, в которой, к слову, она оказалась в немалой степени благодаря именно его ошибкам и просчётам, совершённым в первый президентский срок. И вот спустя ещё четыре года – новые выборы и новый четырёхлетний президентский мандат.
Почему же хочется сравнить то, что делает сейчас новый старый президент нашего клуба, с тем самым хеб-седом? Наверное, ещё и потому, что проекту, который он начал реализовывать, вернувшись в президентское кресло четыре года назад, сейчас как воздух требуется приток свежих сил и энергии. Нет, он, конечно же, не «выдохся» окончательно, не утратил того основного импульса, что был дан ему летом 2009-го, но вместе с тем понятно, что ему, этому самому проекту, о важности которого для Клуба так любил все эти годы говорить Перес, всё же чего-то не хватает. Наверное, только ленивый не обсуждал эту тему в последние месяцы на фоне бесконечных разговоров о кризисе в команде. Понимает ли это сам Флорентино? Думается, что да. Риторика его последних – уже после переизбрания – публичных выступлений даёт определённые основания для такого вывода. Но главный вопрос, пожалуй, всё-таки состоит в другом – а импонирует ли это его понимание, эта его точка зрения всем нам? Боюсь, что далеко не всегда. И особенно сейчас.
Впрочем, власть – это совершенно особая субстанция. Особая, в первую очередь, потому, что никогда не красит того, кто ею обладает. Как в Древнем Египте, так и в «Мадриде» наших дней. И к этому тоже нужно относиться спокойно. Итак, хеб-сед по-мадридски состоялся, теперь остаётся лишь пожелать успеха тому, кто будет наделён этой властью на протяжении следующих четырёх лет. Ведь, в конце концов, чем больше у тебя власти, тем больше и ответственности – эта старая, как мир формула уже была хорошо известна и египетским царям, неоднократно напоминавшим о ней своим наследникам в многочисленных поучениях и наставлениях, дошедших до наших дней…
Комментарии ()