![]()
В богатейшей истории «Мадрида» можно найти аналогию, наверное, для любой ситуации, которая только может произойти в современном футболе. 54 года назад в славную эпоху Сантьяго Бернабеу имел место один эпизод, сильно напоминающий нынешнюю ситуацию с Кака. Альфредо Реланьо рассказывает историю о великом бразильце Диди, который не смог добиться признания в «Мадриде».
5 августа 1959 года в аэропорту «Барахас» приземлился футболист сборной Бразилии Вальдир Перейра, известный всему футбольному миру как Диди. В Мадрид Диди прибыл в зените своей славы – он был диспетчером сборной Бразилии, чемпиона мира 1958 года, которая и по сей день считается одной из сильнейших национальных команды в истории мирового футбола, и «Ботафого», где «Чёрный принц» (так прозвали темнокожего полузащитника за элегантность на поле и за его пределами) блистал в компании таких мастеров как Марио Загало, Гарринча и Нилтон Сантос.
Диди был диспетчером, во многом опередившим своё время. Его длинные передачи, с изумительной точностью находившие своих нападающих, таили в себе загадку для игроков обороны соперника. Физиологические особенности (после травмы лодыжки, которая наложила отпечаток на специфику работы мышц ноги, бразильскому полузащитнику стали удаваться навесы и передачи с подкруткой) вкупе с природным интеллектом и великолепным видением поля делали Диди одним из лучших (если не лучшим) диспетчеров мира.
Неудивительно, что Сантьяго Бернабеу, стремившийся к тому, чтобы все лучшие игроки мира оказывались в «Реале» и чтобы слава «Мадрида» гремела на всех континентах, заинтересовался плеймейкером сборной Бразилии. В «Реале» на тот момент играли выдающиеся футболисты из самых разных стран. Альфредо Ди Стефано и Эктор Риаль были из Аргентины, Хосе Сантамария из Уругвая, Ференц Пушкаш из Венгрии. Плюс к этому ещё один иностранец, француз польского происхождения, Раймон Копа (Копашевски), как раз в 1959 году решил покинуть ряды «сливочных» и вернуться во французский «Реймс».
«В команде должны играть два аргентинца и ни одного англичанина. Англичане сильные игроки, но им не хватает техники и хитрости», – любил повторять президент «Мадрида»,намечая контуры своего трансферного кредо.
Бернабеу решил расширить географию своих поисков и заполучить в состав Королевского клуба кого-нибудь из блестящей сборной Бразилии, выигравшей в 1958 году чемпионат мира в Швеции. Выбор Дона Сантьяго пал на Диди. Конечно, в идеале Бернабеу хотел бы видеть в своей команде Пеле, но заполучить в свои ряды Короля футбола было нереально даже для «Реала». Покупка Диди вовсе не была авантюрной, как и большинство приобретений Дона Сантьяго. В то время он стоил 80 000 долларов, что примерно равнялось пяти миллионам песет, не очень-то дорого, а сам игрок, которому исполнилось 30 лет, находился в отличных кондициях.
Вместе с Диди «Реал» купил ещё одного бразильца – крайнего полузащитника Канарио, который играл потом за разные испанские клубы вплоть до 1969 года, а в данный момент проживает в Сарагосе. Кроме того, чтобы облегчить адаптацию бразильцев в Королевском клубе, Бернабеу подписал контракт с парагвайским тренером Мануэлем Флейтасом Соличем, успешно работавшим с бразильским «Фламенго» и бывшим одним из разработчиков знаменитой бразильской тактической схемы «4-2-4».
Но ставка на модных бразильцев не сработала. В составе «Реала» уже играл Альфредо Ди Стефано, которого много позже футбольные историки назовут «первым тотальным футболистом». Он и раздавал голевые передачи, и отрабатывал в центре поля в качестве первой линии обороны и, конечно, забивал огромное количество голов. Ди Стефано задолго до Йохана Кройфа раздвинул рамки амплуа, сумев быть одновременно и организатором игры, и форвардом. В этой ситуации Диди оказался в непростом положении. Проведя несколько ярких матчей в начале сезона, он потихоньку начал сдуваться. Главной проблемой для него, игрока неторопливого, стала скорость и плотность игры в испанской лиге. Бразилец не попадал в ритм командной игры и выглядел в составе «Реала» инородным телом. «Мадрид» играл в быстрый, мобильный футбол, который так отличался от футбола бразильского – более тягучего и менее атлетичного. Альфредо Ди Стефано потом говорил, что игрок, типа Диди, «Реалу», перенасыщенному талантливыми созидателями, был просто не нужен и что команда, на самом деле, нуждалась в обычном опорнике, разрушителе и волнорезе.
Короче говоря, Флейтасу Соличу пришлось усадить знаменитого бразильца на лавку. А уж когда парагвайского тренера сменил вызванный из кантеры Мигель Муньос, стало очевидно, что дни бразильца в «Реале» сочтены. Вместо Диди на его позиции стали играть Энрике Матеос, Пепильо и даже ветеран Эктор Риаль.
Диди же, как это нередко бывает с бразильцами, затосковал по родине и почти полностью утратил интерес к игре. Люди из его окружения распускали слухи о якобы имевшей место в Европе того времени нетерпимости по отношению к неграм. Хотя пример Эйсебио из «Бенфики» говорит о том, что и с чёрным цветом кожи можно было сделать себе имя и добиться любви болельщиков. Масла в огонь со своей стороны подлила и супруга Диди Донья Гиомар, которая написала в своей колонке в одной из газет Бразилии, что игроки «Реала» платят прессе за хвалебные публикации и за это попадают в стартовый состав.
Дон Сантьяго Бернабеу сумел своевременно оценить, что бразильский вектор развития Королевского клуба являет собой тупиковую ветвь. Он распрощался с Диди, выплатив ему 53 тысячи долларов, которые тот должен был получить до окончания контракта. Таким образом, операция «Диди» обошлась «Реалу» в 133 тысячи долларов. На место бразильца в «Бетисе» был куплен Луис Дель Соль. За него Королевский клуб отдал шесть миллионов песет и ещё трёх кантерано.
В составе «Реала» Диди принял участие в 19 матчах Ла Лиги, в которых забил шесть голов. В матчах Кубка Европейских чемпионов бразилец участие не принимал. Дель Соль же за два с половиной сезона в составе «сливочных» сумел выиграть две лиги, Кубок, Кубок Чемпионов и Межконтинентальный кубок. А по прошествии этого времени он был продан за 22 миллиона в «Ювентус», где стал одной из легенд «Старой Синьоры».
Действительно, не всё то золото, что блестит.
Комментарии ()