179

Opinion Publica. A la guerre comme a la guerre

12250353

Травмы Марсело и Фабио Коэнтрао, полученные ими в расположении национальных сборных, оголили левый фланг обороны мадридского «Реала», обнажили проблемы взаимодействия клубов и сборных и придали новый импульс наболевшему вопросу «Доколе» из уст сливочных всея Вселенной в адрес ФИФА. Наглядное объяснение от профессионального юриста по вопросу отношений клубов и национальных сборных.

«Если я арендую автомобиль, я должен вернуть его чистым, словно он и не использовался». (с) Карл-Хайнц Румменигге о возвращении футболистов из сборных.

Воспользуйтесь своим воображением и представьте на минуту, что ваш, именно ваш автомобиль, ваш, предположим, обожаемый Фольксваген арендовала сборная Германии. И не так арендовала, чтоб предложить условия и договориться о цене аренды, сроке, удобном для вас времени, компенсации за возможные повреждения, а просто: пришла и взяла, без платы, без гарантий и в ей одной удобное время – это, дескать, немецкий автомобиль и он обязан трудиться во благо своей страны. Это его, автомобиля, долг и её, сборной, право. А вы? А при чем тут, собственно, вы? Машину-то вам вернут. Ну может быть слегка поцарапанную, может быть даже не слегка… Может быть даже совсем и на там, и не так поцарапанную, как позже скажет вам сборная Германии, возвращая ваш Фольксваген, и может быть даже совсем не поцарапанную, а разбитую, и совсем не слегка. Но помилуйте, кто вам сказал, что исполнение долга перед Родиной – дело простое и безопасное? Это риск. Риск, который несёте… Вы.

Вам кажется, что это «слегка» несправедливо? Безумно? Противозаконно? Может быть это действительно несправедливо. Может быть даже безумно, но это вполне законно и об этом я хочу рассказать.

Обратимся к официальным документам: пункт 1 статьи 1 Приложение №1 «Регламента ФИФА по статусу и переходам футболистов» гласит, что «клубы обязаны отпускать своих зарегистрированных игроков в сборные команды страны, за которую игрок имеет право выступать, являясь её гражданином, если его вызывает соответствующая Ассоциация. Любые противоречащие этому договорённости между игроком и клубом запрещаются». Иными словами, совершенно не важно, как и о чем вы договорились, покупая ваш Фольксваген, сборная Германии всё равно придёт и заберёт его в распоряжение своей сборной, и вы никак не сможете ей помешать.

Деньги? Плата за аренду автомобиля? Ну не будьте столь меркантильны. Тем более, что у вас всё равно нет никаких прав на компенсацию и это прямо прописано во всё том же регламенте, в пункте 1 статьи 2: «Клубы, освобождающие игрока согласно положениям данного приложения, не имеют права на финансовую компенсацию».

«А что если разобьют машину? Кто ремонтировать будет? Кто будет оплачивать простой?» – спросите вы, и Регламент ответит вам пунктом 3 статьи 2: «Клуб, в котором зарегистрирован соответствующий игрок, несёт ответственность за его страховое покрытие на случай болезни и несчастного случая на весь период его освобождения. Такое покрытие должно также включать любые травмы, полученные игроком во время международного матча (матчей), для которого он был освобождён». С языка официальных документов на русский язык эта фраза переводится так: «Это Ваши проблемы, уважаемые клубы».

После всего, что уже было описано, вы всё ещё любите свой Фольксваген? Если да, мы продолжим и, покинув бледно-серые страницы документов, отправимся на зелёный газон футбольных стадионов.

Ноябрь 2004 года, товарищеский матч между сборными Марокко и Буркина-Фасо: в разгар матча после столкновения с соперником на газон падает футболист сборной Марокко Абдельмажид Ульмерс. Падает и уже не может подняться. Он не сможет подняться на ноги ещё 8 длинных месяцев, в течение которых его клуб, бельгийский «Шарлеруа», не только будет оплачивать его лечение, исправно выплачивать ему зарплату, но и продолжит борьбу в национальном первенстве Бельгии без своего лидера. Продолжит, но проиграет. По итогам сезона 2004/05 «Шарлеруа», не скрывавший перед стартом сезона чемпионских амбиций, займёт лишь пятое место. Это провал, и руководство бельгийского клуба прямо заявляет о том, что у них «украли золото». Шарлеруа обращается в ФИФА с иском к Ассоциации футбола Марокко и требует компенсации. Безуспешно. ФИФА отклоняет требования: «Это Ваши проблемы, уважаемые клубы».

«Уважаемые клубы» сложившейся ситуацией озадачились, и на помощь скромному бельгийскому «Шарлеруа» пришла сама G14 – собственной персоной. Именно тогда впервые основанная в 2000 году Организация европейских футбольных клубов вступила в беспощадную войну с ФИФА и УЕФА. Войну позиционную и, как показало время, затяжную.

Первую битву в этой войне, битву за всё тот же «Шарлеруа», G14 бесславно проиграла – клуб не получил ни цента. Лишь в 2006 году пришла первая победа, но зато сразу над Федерацией Футбола Англии: G14 удалось отстоять интересы «Ньюкасла», предъявившего требования к ФФА в связи с травмой Майкла Оуэна. Дальше были «Вест Хэм» и Карлтон Коул, «Бавария» и Арьен Роббен, «Арсенал» и Роббин ван Перси и многие-многие другие. Давление G14 на ФИФА и УЕФА не ослабевало, и чиновники вынуждены были идти на уступки. В 2009 года ФИФА внесло поправки в выше названный регламент. «Пилотным проектом» стала финальная часть Чемпионат Мира 2010 в Африке, после завершения которой ФИФА выплатило клубам компенсации – в сумме более 40 миллионов евро.

В отборочный цикл Чемпионата Мира 2014 года клубы и сборные вступили в новой правовой реальности. Сегодня национальная Федерация футбола обязана полностью оплатить лечение футболиста, получившего травму в матче за сборную. Кроме того, она обязана компенсировать клубу расходы на зарплату травмированного футболиста в период, когда он не может играть, если такой период больше 28 дней.

Теперь ваш Фольксваген всё-таки отремонтирует сборная Германии. Возрадуйтесь. Но не слишком. Ибо «Империя наносит ответный удар». Тогда же, в 2009 году, Исполнительный комитет УЕФА единогласно утвердил Концепцию «финансового фейр-плей», направленную на «долгосрочное развитие европейского футбола». Концепция, кроме прочего, предусматривает снижение общего уровня расходов клубов на трансферы и зарплаты футболистов. G14  от такого правила, мягко говоря, не в восторге, ведь оно лишает их конкурентного преимущества – платить больше и покупать то, что другие купить не могут.

Это, разумеется, не было актом мщения со стороны УЕФА, всё проще и рациональнее: если Федерации футбола обязаны компенсировать зарплаты травмированных футболистов, то Федерации сделают всё, для уменьшения этих компенсации, а значит – для уменьшения зарплат.

Я забыл поинтересоваться, какая у вас модель Фольксвагена. Впрочем, это уже не важно. Впредь, если вам не удастся выторговать себе Туарег по цене Поло… со стоимостью страховки, комплектующих, сервиса и ремонта как у Поло, то и Туарега вам не видать. И не важно, что вы можете позволить себе Туарег по цене Туарега. Сборная Германии не может себе этого позволить. Ну или не хочет – не принципиально. Дорого, знаете ли, ремонтировать ваш Туарег как Туарег – накладно выходит для сборной Германии. Будем ремонтировать как Поло, а вы уж там договоритесь. Не можете договориться – найдём тех, кто может. Что? Вас устраивает цена Туарега? Любезный, ещё раз повторяю: она не устраивает сборную Германии, а что устраивает вас – «Это Ваши проблемы…».

Но проблемы, как выяснилось, не для всех. «Маленькие» клубы в восторге от «финансового фейр-плей» и совершенно не важно, что G14 пострадало, защищая, в том числе, и их интересы: A la guerre comme à la guerre – на войне как на войне, и первым в поддержку новой концепции «финансового фейр-плей» выступил президент… «Шарлеруа». Символично, не правда ли?

В таких условиях G14 не остаётся ничего иного, кроме как продолжать эпохальное наступление на больших футбольных боссов. Основной акцент этого наступления теперь состоит в требовании оплачивать сам факт аренды футболистов. Впервые с таким требованием G14 обратилось в ФИФА в марте 2006 года. Ежедневное чтиво всякого уважающего себя отечественного юриста – Российская Газета – подробно писала об этом 22 марта 2006 года. Впрочем, это уже не важно, ФИФА к этому требованию осталось глухо.

Поговаривают, однако, но это всего лишь слухи, что сегодня ситуация несколько изменилась и уже участие футболистов в финальной части Чемпионата Мира 2014 в Бразилии всё-таки будет оплачено их клубам. Поговаривают, очередной «пилотный проект». Поговаривают даже о конкретных суммах такой оплаты: 40% для клубов из национального чемпионата и 32% – для иностранных клубов.

Ну а пока всё это остаётся  всего лишь слухами, ваш обожаемый Фольксваген так и будет отправляться в аренду сборной Германии по её первому требованию и совершенно бесплатно. И если сегодня ваш разбитый в сборной Туарег ремонтируют по цене Туареге, то завтра его абсолютно точно будут ремонтировать по цене Поло. Готовьтесь.

Вам кажется, что это «слегка» несправедливо? Безумно? Противозаконно?

«Это Ваши проблемы, уважаемые клубы».

FondoRuso.ru

Комментарии ()