186

Интервью. Феликс Моуриньо: "Если бы мой сын был таким же скромным, как я, то его бы уже съели"

Отец главного тренера мадридского "Реала" Феликс Моуриньо тоже играл в футбол, в шестидесятые годы он был вратарём, а затем тренером. Именно по его стопам пошел Жозе, полюбив футбол с самого детства и превратившись с годами в одного из самых ярких его представителей.
 

Расскажите, как Вы сами стали профессиональным футболистом?

В интернете обо мне пишут с ошибками, потому что мой отец не был президентом клуба "Сетубал", им был отец моей жены. Я родился в провинции на юге страны, столицей которой был как раз Сетубал, поэтому в итоге я попал в команду из этого города. Я пробыл там тринадцать лет и потом шесть лет играл за "Ош Белененсеш".

А
где Вы начинали карьеру?
Ну, я начинал играть вместе с другими ребятами на улице. Тогда были совсем другие времена.

В чём они были другими?

Сегодня я рассказываю моему внуку, который тоже хочет стать вратарём, что в мои годы играли без перчаток. Я начал надевать их только тогда, когда сломал кисть руки после сильнейшего удара мячом, причём это было посреди игры, в самой середине моей карьеры. А сейчас мой сын хранит мои последние перчатки, как настоящую реликвию. Иногда мы достаём их и сравниваем с нынешними, так вот, они не имеют ничего общего! И я говорю: "Мне бы хотелось посмотреть на сегодняшних вратарей, тренирующихся без перчаток, чтобы они почувствовали разницу". Боже, как это было больно!

А какие ещё были различия?

Сегодня вратари более техничные. Раньше мы основывали нашу игру прежде всего на интуиции,  сейчас мы редко увидим вратарей, бросающихся в ноги сопернику, как это было раньше. Сегодня всё иначе, всё более взвешенно.

А как бы выглядел вратарь Вашей эпохи в каком-нибудь сегодняшнем матче?

Моему сыну я всегда говорю, что адаптировался бы к современному футболу, потому что я тоже хорошо играл ногами. А ещё я был очень ловким. Тем не менее, я был не таким физически крепким, как современные вратари, вот в этом компоненте мне было бы сложно.

Кто был лучшим вратарём Вашей эпохи?

Лично я считаю, что Дамаш, который несколько лет играл за "Расинг Сантандер". Один португальский тренер говорил, что если бы было возможно соединить в одной команде великолепно играющего вне рамки ворот Виктора Дамаша и отлично играющего на линии Моуриньо, то это бы был совершенный голкипер.

Вы когда-нибудь играли за какую-нибудь испанскую команду?

Нет. То были абсолютно другие времена. Мы приходили в одну команду и играли в ней до самого конца. Тогда футболисты не бегали из одной команды в другую, и за ними журналисты не следили так, как сейчас. Но некоторым всё-таки удавалось менять клубы, например Жорже Мендонсе, который играл в "Атлeтико", или Грасе, который выступал за "Севилью".

Вам удалось сыграть против Альфредо Ди Стефано?

Только один раз, но я был тогда очень молод, поэтому не понимал его настоящего величия. Я считаю его лучшим игроком мира, я всегда им восхищался. Он был не таким, как все, даже тренер говорил мне, что этот футболист не был похож на всех остальных. Пеле был не таким, он был более мощным и сильным.

Вы играли когда-нибудь против Пеле?

Нет, никогда.

А кто сейчас, по Вашему мнению, лучший вратарь в мире?

До того, как получить травму головы им был Петер Чех, но после неё он стал играть уже не так уверенно. Касильяс? Да, он превосходный вратарь.

Какое, по Вашему мнению, главное достоинство Касильяса?

В нём есть абсолютно все качества, необходимые вратарю. У него отличная техника. Как говорил Яшин: "Лучше один вратарь на ногах, чем двое лёжа". А Касильяс падает на землю только когда это действительно нужно.

Вы были знакомы с Львом Яшиным?

Я только видел, как он играет.

Ваш "Ош Белененсеш" играл на матче открытия "Сантьяго Бернабеу", когда там чествовали Франсиско Хенто. Для вас та игра была, наверное, запоминающейся, правда?

В тот год мы стали вторыми у себя в чемпионате, причём это был наш лучший результат в истории, так что приглашение на ту игру было словно наградой. Я помню, что тогда погода в Лиссабоне стояла просто ужасная, мы ждали, ждали и ждали вылета самолёта, мы настолько устали от ожидания, что были готовы пойти в Мадрид пешком. В итоге мы поехали на поезде. Всю ночь мы провели на полках в купе, а когда приехали на мадридский вокзал, то каково же было наше удивление, когда мы увидели там встречающего нас Хенто! Он нас встречал один! Вот это человек! До сих пор помню тот его светлый плащ... И он сам же отвёл нас в отель когда уже почти светало.

И что Вы испытали, играя на "Сантьяго Бернабеу"?

Наверное то же, что испытывают нынешние игроки, это были какие-то неземные чувства. Нам подарили каждому по часам с эмблемой "Реала", я до сих пор показываю их моим друзьям.

И Хенто забил последний гол в своей карьере, да?

Да, с пенальти.

Вы дали ему забить тот гол?

Нет, серьёзно, я пропустил его не специально. Я почти не видел удара. А вот пенальти арбитр им подарил, да, чтобы Хенто его забил (смеётся). Было интересно.

Вы оказали важную роль в карьере своего сына. Вы были первым тренером, который в него поверил?

Он смотрел матчи и готовил для меня информацию о соперниках, когда я тренировал "Виторию Сетубал".

И он хорошо справлялся?

Он достаточно сильно помог мне в нескольких матчах, и это притом, что он был ребёнком.

Ему платили за ту работу?

Какие-то копейки! Маленькую премию за выигранный матч. Я предпочитал, чтобы он учился, потому что в футболе добиваются успеха лишь единицы. Когда я играл в футбол, то у меня была и обычная работа, чтобы жить.

Каким был Ваш сын в детстве?

Он был и остаётся исключительным сыном. Он был очень хорошим другом для своих друзей. Его настоящие друзья знают, каков он.

Почему ему так завидуют, как Вы думаете?

Он добился успеха тогда, когда многие люди считали, что ему это не удастся. Именно тогда некоторые люди его сильно разочаровали.

Какой совет был лучшим из тех, которые Вы ему дали?

Как отец я просил его, чтобы он был как можно лучше. Но в нём развился его собственный характер, и он отлично знает, что для него лучше. Но прежде всего я просил его быть честным.

Говорят, что Вы очень скромный человек. А почему Ваш сын не такой же скромный, как отец?

Наверное он знает, как было сложно его отцу из-за его скромности. Для него слово "скромность" в футболе не существует. Если бы мой сын был таким же скромным, как я, то его бы уже съели.

А что с Вами произошло?

Моя карьера получилась не такой, которой я заслуживал.

Но при этом Вы были игроком сборной...

Я сыграл за неё только один матч, и то в 32 года.
 
FondoRuso.ru

Комментарии ()